Марина Антропова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
формировать у детей нравственные чувства, навыки культуры общения и поведения.
Задачи:
• дать представление о понятии «добро»; о правах ребёнка;
• подвести к пониманию того, что добрые мечты и поступки делают человека красивее;
• вызвать желание совершать добрые поступки;
• учить давать оценку своим действиям и действиям других людей;
• воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям, чувство коллективизма, умение дружить;
• развивать у детей понимание необходимости правил общения, желание их узнавать и выполнять.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи „Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа:
Занятие «Что такое дружба?», «Доброе слово и кошке приятно»
Занятие по рисованию «От края до края вам добра желаем»
Занятие по аппликации «Портрет друга»
Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает», «Об ответственности и правах ребёнка»
Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Дидактические игры «Достаточно ли мы воспитаны?», «Доскажи словечко», «Комплименты»
Подвижные игры «Трон дружбы», «Здравствуйте»
Материалы и оборудование:
Волшебный коврик
Солнышко-игрушка
Ребус «Дружба»
Дуб мудрости и добра
Игра «Разрезные картинки»
Пирамида добра
Уголок настроения
Ромашка - напоминалочка «Цветок добрых слов»
Пиктограммы настроения
Альбом «Моя семья»
Аудиозапись «Что такое доброта?»
Магнитофон
Проектор
Компьютер
Слайдовая презентация «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты!»
Ход занятия
Этапы
занятия Методы
и средства Деятельность
педагога Деятельность
детей
Вводная беседа Словесный Сегодня к нам в детский сад пришли гости:
Гости дорогие, важные такие,
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? Нет? А какие? Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц. Отвечают на вопросы воспитателя
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.
После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово! Как приятно встречать гостей! Но, наверное, так же приятно ходить в гости. Сейчас мы пойдем с вами в гости по волшебному коврику.
Слушают воспитателя
Релаксация «Волшебный коврик»
Игровой Словесный Практический Коврик – причал наш сказочный, добрый и загадочный! Хочу познакомить вас с волшебным ковриком, который умеет делать разные чудеса. Но для того, чтобы они произошли, надо всем вместе произнести волшебные слова, они очень простые и их легко запомнить: «1,2,3,4,5- начинаем мы играть», и тихонько зайти на коврик. Волшебный коврик – это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушает и выполняет все наши просьбы. Мы побалуемся и пошумим потом, за ковриком, а сейчас мы будем очень внимательны и послушны. Вот такие правила игры.
Произносят волшебные слова и встают по кругу на «волшебном коврике»
Этюд «Солнышко»
Практический Словесный Игровой А сейчас на нашем волшебном коврике сделаем свое солнышко:
Если все мы улыбнемся,
Сразу солнышко проснется,
Станет все вокруг светлей,
Мир становится добрей.
Протяните свои ладошки солнышку. Потрите их одна о другую. Тепло? Приложите их к своему сердечку. Тепло? Опять потрите свои ладошки и подарите тепло своих ладошек сердечку вашего соседа справа и слева. Возьмитесь за руки, посмотрите, какое теплое, красивое, любящее солнышко у нас получилось! Давайте все вместе скажем: «Мы любим тебя, солнышко!». Руки-лучики вперед, вверх, подарим всем своим друзьям тепло своих солнышек, посветим солнышками из наших глаз! Вот как замечательно! - Какое у вас сейчас настроение? Почему вам весело и радостно?
Отвечают на вопросы, выполняют действия: трут ладошки друг о друга, прикладывают их к груди, берутся за руки и произносят слова: «Мы любим тебя, солнышко!»
Словесный Ребята, сядьте удобно на стульчики и послушайте стихотворение Л. Поляковой «Быть добрым лучше или злым?»
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче – злым.
Быть добрым значит отдавать тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать и близких, и чужих,
И радости порой не знать заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, и все же посмотри:
Как много у него друзей! А злой всегда один… Слушают стихотворение
Беседа
«Что такое добро?» Словесный Наглядный Ребята, вы, наверное, уже догадались, что говорить мы будем сегодня с вами о «добре» и «доброте». Как вы думаете, что такое «добро»? Добро бывает разным. Хотите узнать, какое еще бывает добро? Тогда внимательно смотрите и слушайте. Добро бывает разное. Одно добро – это сокровища, драгоценности, картины, книги, игрушки. А как вы думаете, это добро мы можем увидеть? А руками потрогать? Другое добро можно услышать. Как вы думаете, а что мы можем услышать? А что еще? Но есть добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? Да ребята, о таких людях говорят – это добрый человек!
Отвечают на вопросы воспитателя
«Пирамида добра» Словесный Начинаем по колечку строить «Пирамиду добра». Чтобы получить первое колечко пирамиды, необходимо вам отгадать пословицы
Игра
«Угадай пословицы» Словесный Практический Я буду вам зачитывать пословицу, а вы должны дополнить ее одним из предложенных вариантов:
- за (какой) головой, как за каменной стеной? (умной, большой, старой)
- (какую) дружбу и топором не разрубишь? (долгую, красивую, верную)
- (что) век не забудется? (добро, богатство, бедность)
- (какому) человеку бывает стыдно и перед кошкой? (взрослому, старому, доброму)
- худо тому, кто (что) не делает никому (добра, встреч, помощи)
- (какое) слово до сердца доходит? (длинное, сердечное, непонятное)
- (какое) слово, что дождь в засуху? (доброе, короткое, веселое)
- людям забота как воздух нужна, стать всем (каким) поможет она? (выше, богаче, добрее)
Угадывают и дополняют пословицы
Игровой Словесный Практический Молодцы! Мы прошли первый этап пути и можем заложить первое колечко Пирамиды добра доброта Второе колечко в нашу Пирамиду добра нужно заложить. Идем дальше.
Что нужно знать, чтобы быть вежливым? От добрых и ласковых слов становится теплее и радостнее всем окружающим. А вы знаете, что доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово и лечит, слово и ранит», поэтому я хочу дать вам совет:
Обидное слово сказать не спеши,
Не разобравшись в деле.
Душевная рана бывает больней
Тяжелой раной на теле.
А еще в народе говорят: «Доброе слово лечит больного».
Отвечают на вопросы, слушают
Игра «Цепочка добрых слов» Игровой Практический Давайте передадим это солнышко друг другу и подарим своим друзьям добрые слова, которые вы знаете
Передают солнышко друг другу, произнося вежливы слова (спасибо; пожалуйста; до свидания; здравствуйте; добрый день; доброе утро; проходите, пожалуйста; извините, пожалуйста; будьте добры; я нечаянно; мы тебе рады; давай с тобой дружить; давай никогда не ссориться; давай помиримся; пропусти, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста; извините; чем могу помочь; жаль; я хочу, чтобы ты не сердилась; я тебя чем-то обидел).
Психогимнастика «Пожалуйста» Игровой Словесный Практический Встаньте все в круг, я буду называть действия, а вы должны будете их выполнять только в том случае, если будет произнесено слово «пожалуйста»
Мы прошли второй этап пути и можем заложить второе колечко Пирамиды добра. Колечко вежливость. Третье колечко в нашу Пирамиду добра нужно заложить. Идем дальше.
Выполняют движения, если произносится слово «пожалуйста».
Игра
«Хорошо-плохо» Наглядный Словесный Игровой Сейчас вы увидите слайды с иллюстрациями к стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», или разные ситуации; и будете их оценивать, какие из них хорошие дела, какие плохие. Поиграем? Ситуации:
- мальчик подмел пол;
- мальчик не мыл руки перед едой;
- помог сестренке одеться;
- девочка с мамой мыла посуду;
- мальчик не слушался маму и долго не ложился спать;
- девочка подарила маме цветок;
- мальчик разговаривал с бабушкой ласково;
- девочка для бабушки приготовила чай;
- вы в детском саду бегали, кричали, капризничали;
- помогли воспитателю накрыть на стол;
- уступили место в автобусе;
- дали поиграть игрушки другим детям;
- не слушались взрослых
Ребята, и третий этап мы прошли, теперь можем дополнить пирамиду добра
третьим колечком добрые дела. Четвёртое колечко в нашу Пирамиду добра нужно заложить. Идем дальше.
Я предлагаю вам отгадать слово, зашифрованное в ребусе.
Дыня Радуга Улыбка Жасмин Банан Ананас
- Что это за сладкое, красивое, доброе, душистое, вкусное, ароматное слово? Ребята, что же такое дружба? (Это когда все дружат, не ссорятся, делятся игрушками, разговаривают вежливо)
- Хорошо или плохо, когда люди дружат?
- Представьте себе, что было бы, если на свете не было бы друзей?
Рассматривают иллюстрации, оценивают их с позиции «хорошо-плохо», отвечают на вопросы, отгадывают ребус
Словесный Практический Наглядный Четвертое колечко дружба заложено в нашу пирамиду. Идем дальше.
Ребята, давайте подойдем к необыкновенному дубу. Это дуб мудрости и добра. Давайте повесим чудесные листья и назовём правила на всю жизнь. Продолжаем наше путешествие.
Вешают на дуб листья и называют правила:
Будь щедрым! Уважай взрослых!
Будь бережливым! Не обижай людей!
Будь трудолюбивым! Помогай маленьким и слабым!
Будь добрым! Будь вежливым и гостеприимным!
Будь аккуратным! Слушай старших!
Будь любознательным и наблюдательным! Соблюдай правила!
Люби животных растения!
Не смейся над товарищами!
Будь смелым! Не жадничай!
Будь честным! Уступай!
Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты!
Не завидуй!
Посмотрите еще раз внимательно на дуб и запомните эти правила на всю жизнь.
Игра
«Сложи картинку» Игровой Практический Шестое колечко предлагает нам собрать разрезные картинки и рассказать, что обозначают знаки-символы
Дети парами собирают знаки и рассказывают о них:
1. уважение к правам другого человека;
2. право на выражение собственного мнения;
3. право на жизнь;
4. право жить в семье;
5. право на жилище;
6. право на отдых;
7. право на жизнь и здоровье.
Танец
«Что такое доброта»
Практический
Осталась верхушка пирамиды, она веселая, она предлагает станцевать девочкам танец «Что такое доброта?»
Девочки танцуют танец
Упражнение «Пирамида желаний» Словесный Практический Молодцы! Незаметно, колечко за колечком мы построили с вами Пирамиду добра. Благодаря вашим добрым словам, стараниям и знаниям она получилась большой и красивой.
А сейчас я приглашаю вас на «волшебный» коврик. Давайте с вами загадаем желания и кто придумает – выйдет в круг, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка.
(После того, как все дети загадают свои желания, возведут пирамиду добра, воспитатель тихонько раскачивает ее и со словами «пусть наши желания сбудутся!»- подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду)
Я думаю, что вы загадали добрые желания, и они обязательно сбудутся с вашей помощью.
Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты!
Загадывают желания, возводят пирамиду