Филимонова Екатерина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осенние хлопоты зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о диких животных осенью, их подготовке к зиме.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать представление детей о лесе и его обитателях в осенний период;
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
- пополнять знания детей о диких животных (внешние особенности, образе жизни);
-закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах;
- показать связь изменений в жизни животных с изменением в неживой природе;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Осенние хлопоты зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять образование сложных прилагательных;
-учить детей приемам анализа, делать простейшие выводы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение;
- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения, отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- воспитывать любовь к природе и диким животным;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Развивающая среда: игрушки белки и ёжика, муляжи грибов, корзиночки, осенние листочки, карточки с картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц, картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках, картинки с жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст, знаки «поведения в природе».
Предварительная работа: чтение рассказов о животных, загадывание загадок о диких животных, разучивание стихотворений о диких животных, драматизация сказки «Как звери готовились к зиме».
Ход занятия.
I. Организационный момент
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет. (Осень)
Педагог: -Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)
Игра «Что происходит осенью?» (дождь, туман, слякоть, грязь)
Педагог: - А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
Педагог: - Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
Педагог: - Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад)
Педагог: - Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
Педагог: - С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
Педагог: - Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
Педагог: - Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
Педагог: - Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
Педагог: - Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
Педагог: - Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Педагог: - Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук, другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса,третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
Объявление темы.
Педагог:- Ребята, хотите отправиться в путешествие? Но оно будет у нас с вами не простое, а волшебное! Мы отправимся в лес - осенний лес! Вы согласны? (Ответы детей.)
Педагог: - Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу. (дети называют правила поведения в лесу, знаки подсказки развешаны в группе)
Педагог: - Молодцы, ребята! Вижу, что правила помните и вреда лесу не причините.
II. Основная часть.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.
Речь с движением. «Мы идем в осенний лес».
Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
(дети заходят в группу, где стоят объёмные деревья с осенними листьями, под деревьями лежат листочки желтого, красного, оранжевого цветов, находятся муляжи грибов).
Педагог: -Ребята, вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите внимательно, это точно осенний лес, не летний, не зимний? (Ответы детей.)
Педагог: -Что мы видим? ( Ответы детей: деревья с желтыми листочками, под деревьями грибочки, лежат опавшие желтые, красные листочки, и тд.)
Педагог: -Кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей.)
Педагог: -Посмотрите, кто это на полянку прискакал? ( Ответы детей: это белочка.)
Педагог: -Как вы думаете, что она делает? Давайте спросим.
(игрушка белочка)
Педагог: -Здравствуй, белочка! Ты нас увидела и прискакала на полянку?
Белочка: Я со своим другом ёжиком готовлю припасы на зиму.
Педагог: -А где твой друг ёжик?
Белочка: Он корзинку несёт на своих иголках.
(игрушка ежика)
Педагог: -Здравствуй, ёжик! Мы рады тебя видеть.
Ё жик: Здравствуйте дети! Вы нам грибочки не потопчите.
Педагог: -Конечно, ёжик, мы осторожно ходим в лесу.
Педагог: -Ребята, послушайте
Белка: Расскажу я вам про лес,
Полный сказок и чудес.
И представьте на минутку,
Будто всё всерьёз, не в шутку!
Ё жик: Выросли грибочки,
В небольшом лесочке,
Шапочки у них большие,
А сами разные такие.
Педагог : Ёжик с белкой пробегали,
И грибочки увидали.
Спросим наших мы ребят:
Ёжики грибы едят? (ответ детей)
Белочки грибы едят? (ответ детей)
Белка: Посушу свои грибочки
Я на тоненьком сучочке.
Ё жик: Отнесу свои грибы
Деткам-ёжикам в кусты.
Педагог: -Давайте поможем зверятам собрать грибочки.
Игра «Собери грибочки»
Педагог: -Ребята, какие грибочки можно собирать? ( ответ детей: только съедобные, ядовитые есть нельзя)
Педагог: -Посмотрите, под деревьями растут грибы. Давайте поможем белочке и ёжику собрать съедобные грибочки. (дети собирают грибы и называют гриб, который кладут в корзинку-подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, сыроежка, волнушка, опята.)
Педагог: -Ребята, а почему эти грибочки вы не положили в корзинки? ( ответы детей: это ядовитые грибы- мухомор, бледная поганка.)
Педагог: -А можно мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)
Педагог: -Почему? Кому они нужны? ( ответ детей: лесным жителям, они им лечатся)
Беседа о животных.
Педагог: -Скажите, пожалуйста, белочка и ёжик, а куда вы свои припасы относите и как потом зимой находите?
Ё жик: Я всю зиму сплю под кустиком в норке. Норку я рою глубокую, чтоб зимой холодно не было, натаскиваю туда сухой листвы, причем ее слой нередко достигает полуметра. Как только наступают первые серьезные холода, мы, ежи спешим в своё гнездо. Попав туда, затыкаем проход все теми же листьями. И засыпаю крепко до первых весенних деньков. А проголодаюсь, так припасы поем и опять спать.
Педагог: - Ребята, а как белка готовится к зиме? какой корм она запасает?
( ответ детей :белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи).
Белка: -Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)
Белка: - Почему? ( ответ детей :деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)
(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
Педагог: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Педагог: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)
Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Ё жик: - И я пойду, мне тоже нужно грибочки отнести и норку утеплить- листочки собрать.
Педагог: - Хочешь, ёжик, ребята тебе помогут собрать листочки.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья.»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Ёжику осенний букет отнесем (показывают руками «осенний букет» пальцы вверх- ладошки вниз).
Ё жик: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще норку нужно застелить листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Педагог: - Ребята, а мы дальше пойдём.
Загадка: Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это – не танец,
Так удирает от хищников …
(Заяц)
И что мы видим? (картинка на доске) Под кустиком сидит кто, ( ответ детей: зайчик)
Педагог: - Чем питается заяц? (заяц ест молодые ветки деревьев, капусту, морковь).
Педагог : - Какой образ жизни ведет заяц? (заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой). Осенью заяц становится белым, это помогает ему скрываться от врагов.
Педагог: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги).
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
Педагог: - А как называется дом медведя? (Берлога)
Педагог: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Педагог: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
- Ой, а это кто?
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
(Волк)
Педагог: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Педагог: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Педагог: - Пойдемте скорее дальше: смотрите а это кто?
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (лиса)
Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
Дети: в норе
Воспитатель: Чем питается лиса?
(Питается лиса в зимнее время мелкими грызунами, а также более крупными животными, если повезёт. Не редко пищей становится домашняя и дикая птица, а также зайцы.)
«Кто, где живёт?»
Педагог : -Где живёт медведь? (в берлоге, лиса (в норе, заяц (под кустом, белка (в дупле, а волчий дом называется (логово). Педагог : -Вот теперь, ребята, вы знаете, как называются дома у животных.
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на руках — по
Есть нора — одному пальцу на каждое двустиши.)
надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, (Поочередно то хлопают в ладоши, то
Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга).
Поиграем в игру: «Закончи предложение» : (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).
У медведя маленькие, круглые (уши, короткая… косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим,
У лисы длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).
У зайца быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, длинные (уши) значит он … (быстроногий, короткохвостый, длинноухий, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (трусливый).
У волка острые, крепкие (зубы, далековидящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.
У ежа на спине тонкие, (иголки,у него чуткий (нос, ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).
У белки красивый, пушистый. (хвост, на лапках цепкие (коготки, на ушах (кисточки, она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая (ловкая); с какой по цвету шерсткой (рыжей);
Воспитатель: Вот как много разных слов мы сказали о животных! (Можно выбрать лишь несколько животных для описания.)
Разминка «Звери осенью».
По деревьям белка скачет (прыжки вперед- назад)
На зиму грибочки прячет (пружинка – руки за спиной)
Виль – виль, хвостик мой (виляет хвостиком)
Буду кушать их зимой – (стоя на месте наклоны головы влево-вправо).
Зайчик по лесу скакал (прыгает на месте, сложив руки как лапки)
Шубку на зиму менял (гладят себя правой рукой от плеча до кисти, потом левой).
Семенил колючий еж, (Топающие шаги на месте)
На игольницу похож. (Растопырив пальцы, поднимают руки над головой)
Я как мишка лягу спать, (Складывают руки под щеку)
И не буду горевать. (Стоя на месте, наклоняют голову вправо- влево)
Летом ел я, сколько мог, (Гладит себе жирок)
Накопил к зиме жирок. (Гладит правый бок, потом левый)
Мне запасы не нужны, (Имитация походки медведя)
Буду спать я до весны. (Приседание, руки под щеку).
Педагог : -Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно:
Игра «Собери животное по частям».
(У воспитателя картинки лисы, зайца, белки, волка, медведя)
Педагог: -Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище? ( ответ детей: Лисы.)
Педагог: - Как можно по- другому сказать? ( ответ детей: Лисье туловище.)
(Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост). То же самое с картинками зайца, белки, волка, медведя.
Педагог: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
III. Итог занятия
Педагог: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Педагог: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, ёжика, зайца, (говорили о медведе, волке, лисе)
Педагог: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Педагог: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Педагог: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)