Любовь Змеева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую моторику рук, воображение, двигательные навыки, желание выполнить работу до конца.
Содержательные компоненты образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие» - реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.
«Социально-коммуникативное развитие» - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Лепим игрушки из глины“» размещена в разделах
«Познавательное развитие» - развитие любознательности, творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
«Речевое развитие» - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с детской литературой.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая. изобразительная, опытно-экспериментальная.
Материалы и оборудование: костюм Незнайки; стаканчики с песком, глиной, водой; листы бумаги, ложечки, лупы, тарелочки; глина для лепки, стеки, салфетки, дощечки или клеенка – по количеству детей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
В группу к детям приходит Незнайка. Он чем-то расстроен. Воспитатель интересуется, что с ним случилось? Незнайка объясняет, что он хотел сделать подарок своему лучшему другу Пончику своими руками, решил слепить ему игрушки из песка, но у него ничего не получается, и он не знает, что ему делать. Воспитатель спрашивает у детей, согласны ли они помочь Незнайке.
Беседа «Песок и глина»
Воспитатель интересуется у детей, можно ли лепить из песка? (Из мокрого можно)
Долго ли будет держаться такая поделка? (Нет)
Почему? (Песок высохнет и рассыплется)
А из чего лучше лепить? (Из пластилина, глины)
Воспитатель соглашается с детьми и предлагает Незнайке и детям узнать о свойствах песка и глины.
2. Основная часть.
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка и глины»
1. Воспитатель просит детей взять стаканчик с песком и немного насыпать на лист бумаги. Спрашивает, легко ли сыплется песок? (Легко)
Затем просит высыпать глину. Интересуется, что легче высыпать – песок или глину? (Песок) Объясняет, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок – рыхлый.
2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок и глину с помощью увеличительного стекла и выяснить, что песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок, которые лежат отдельно друг от друга.
А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3. Воспитатель просит детей взять палочку и «посадить» ее в песок, а затем в глину. Спрашивает, во что ее легче поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче, так как песок – рыхлый.
4. Воспитатель предлагает налить воду в стаканчики с песком и глиной. Спрашивает, что произошла с водой? (В стаканчике с песком вода исчезла, а песок стал мокрым. В стакане с глиной часть воды осталась сверху, на глине, а глина просто намокла).
5. Воспитатель предлагает слепить из влажной глины столбик, шарик. Затем тоже вылепить из мокрого песка. Спрашивает, что получается? (Из глины получается и столбик, и шарик. Из песка столбик слепить не получается, а шарик – непрочный.)
Показывает детям, что при высыхании шарик из глины становится сухим и крепким, а из песка после высыхания шарик рассыпался.
Подвижная игра «Затейники»
Воспитатель предлагает Незнайке и детям поиграть в игру: встать по кругу (в центре круга водящий – затейник, идти по кругу и говорить:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
С вами сделаем вот так…
По окончанию текста дети должны остановиться. Затейник показывает какое-либо движение, играющие должны повторить его. Затейника сменяет другой ребенок. Игра продолжается.
Лепка на тему «Игрушки»
Воспитатель напоминает детям, с какой проблемой к ним сегодня пришел Незнайка и что они не зря познакомились со свойствами песка и глины. Воспитатель предлагает слепить игрушки из глины для друзей Незнайки – жителей Цветочного города. Игрушки можно вылепить любые, ведь дети уже много знают и умеют. Они бывают разные – собачка, кошка, зайчик, лошадка, кукла и др.
Незнайка хватается за глину, но воспитатель его останавливает, просит не торопиться, ведь для того, чтобы получилась красивая игрушка, нужно немало потрудиться. Воспитатель просит детей вспомнить пословицы и поговорки о труде. («Семь раз отмерь – один раз отрежь»; «Без труда - не выловишь и рыбку из пруда» и др.)
Пальчиковая гимнастика
Перед работой воспитатель предлагает размять кисти рук, выполнив пальчиковую гимнастику, читает текст. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по – другому слегка.
Ну а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали.
А ладошки – баловницы,
Тоже не отстали.
Продолжение лепки на тему «Игрушки»
Воспитатель предлагает слепить из глины игрушки в подарок жителям Цветочного города. Помогает советом, напоминает приемы лепки.
Дети лепят игрушки, следуют советам педагога.
3. Рефлексия.
Воспитатель организует выставку. Предлагает детям рассказать, какое изделие у них получилось, какую игрушку они сделали, кому бы хотели ее подарить (Винтику, Пилюлькину, Тюбику и др., проанализировать работу своих сверстников, выбрать наиболее понравившиеся работы, объяснить свой выбор.
Воспитатель сообщает, что когда игрушки полностью высохнут, дети их раскрасят и подарят друзьям Незнайки. Спрашивает у Незнайки, что за игрушку он слепил для своего друга Пончика.
Незнайка благодарит воспитателя и детей, прощается и уходит.