Наталья Волкова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Осенние листочки». Заучивание загадки с использованием мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Осенние листочки" Заучивание загадки с использованием мнемотаблицы.
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, художественное творчество.
Цель: совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на наглядность.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Осенние листочки“, Заучивание загадки с использованием мнемотаблицы» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Задачи: закреплять умение запоминать загадку с помощью мнемотаблицы, закреплять умение соотносить знакомые образы с символами; закрепить приметы осени, развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, учить образовывать притяжательные прилагательные (березовый, кленовый, дубовый). Формировать у детей навыки порядкового счета в пределах 4. Учить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, равномерно располагать и наклеивать их на основу.
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, воображение, ассоциативное мышление и творческие способности детей; способствовать формированию интереса у детей к заучиванию загадок с помощью приема мнемотехники. Развивать у детей умения композиционного построения.
Воспитывать эмоциональное отношение к природе, самостоятельность, умение работать в подгруппах, дружеские взаимоотношения.
Материал: подарочная коробка, монетки, листья деревьев из цветной бумаги, опавшие осенние листья разных деревьев, еж, корзинка для сбора мнемотаблицы, атрибуты для создания «осенней» атмосферы, магнитная доска, осенний венок (образец, круг из картона и клей-карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель :- Ребята, какое время года сейчас?
Дети: -Осень.
Воспитатель: -Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки.
(Воспитатель берет красивую подарочную коробку)
Воспитатель: - Что же в этой коробке? Какой подарок осень подарила нам? Отгадайте загадку?
С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монеток
И соберу большой букетик.
Дети: -Осенние листья.
Воспитатель открывает коробку, показывает осенние листики.
Воспитатель: -Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель показывает ребятам монетки.
– Почему листики сравнивают с монетками? Что у них общего?
-Ответы детей.
На доску вывешивается мнемотаблица к загадке.
Воспитатель проговаривает загадку, показывая детям опорные картинки в мнемотаблице:
Воспитатель: -Что делают монетки? (Ответы детей)
Воспитатель: -Откуда сыплются монетки? (Ответы детей)
Воспитатель: -Почему сыплются монетки? (Ответы детей)
Воспитатель: -Сколько монеток я подберу? (Ответы детей)
Воспитатель: -Что я сделаю с монетками? (Ответы детей)
На каждый ответ, воспитатель показывает соответствующую опорную картинку в мнемотаблице.
Воспитатель: -Ребята, а теперь давайте вместе загадаем загадку при помощи картинок.
Воспитатель вместе с детьми проговаривают загадку, затем воспитатель предлагает детям, по желанию, самостоятельно, загадать загадку, с опорой на картинки, по необходимости, помогая ребенку. Затем предлагает детям загадать загадку без помощи мнемотаблицы.
Воспитатель: -Молодцы
Воспитатель: -Листики приглашают нас прогуляться по осеннему лесу. (Воспитатель читает стихи, дети идут за ним «стайкой».)
-Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!
-Вот мы и пришли, ребята.
(картинка осеннего леса, стоит декорация ежовой норы, на которой лежит осенний листик с загадкой)
Воспитатель: -Ой, смотрите, чья- то норка! Ребята, как вы думаете, чья это норка, кто там живет?
Дети: (высказывают свои предположения).
Воспитатель обращает внимание детей на осенний листик, располагающейся на норе, зачитывает загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Дети: -Это ежик!
Воспитатель: -Слышите, кто-то поет песенку (звучит 1 куплет песни «Маленький ежик, четверо ножек»
Воспитатель с детьми находит в группе ежика, в руках у него корзинка.
Еж: -Здравствуйте, ребята!
Дети: -Здравствуй, ежик!
Воспитатель: -Ежик, мы с ребятами выучили загадку, отгадай!
(Дети загадывают загадку, ежик отгадывает)
Воспитатель:- Ежик, а что у тебя в корзине, покажи ребятам (воспитатель подносит детям корзину).
Дети. (листочки)
Воспитатель: - Ежик, а зачем тебе листочки?
Еж: -Чтобы норку утеплять.
Воспитатель: -А ты знаешь с какого дерева эти листочки
Еж: -Нет.
Воспитатель: - А мы тебе сейчас расскажем (воспитатель достает по очереди листочек и выкладывает на магнитную доску)
Воспитатель: -Этот листочек с дерева дуб, значит это какой листочек
Дети: - Дубовый.
Воспитатель: -А этот листик с дерева клен, какой он?
Дети: -Кленовый.
Воспитатель: -А этот с березы …
Дети: -Березовый.
Воспитатель: -А этот листик с рябины, какой он?
Дети: -Рябиновый.
Воспитатель: -Дети, посмотрите внимательно на листочки, они одинаковые по цвету?
Дети: -Нет. Кленовый листик красный, дубовый-оранжевый, березовый-желтый.
Воспитатель: -А по форме одинаковые?
Дети: - Нет. У кленового углы острые, у дубового листика нет, а березовый листок похож на треугольник.
Дидактическая игра: «Какой листок по счету»
Воспитатель- Сколько всего листиков?
- Ребята, посмотрите, какой по счету березовый листик?
- Какой по счету осиновый листик?
- Какой листик стоит между дубовым и осиновым листьями?
- Какой по счету кленовый листик?
- Какой по счету дубовый листик?
Дидактическая игра: «Что изменилось?»
Ребенку предлагается закрыть глаза. Воспитатель убирает или меняет местами листочки и предлагает ребятам отгадать, что изменилось?
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Ежу осенний букет отнесем.
-Ежик. Спасибо вам, дети за то, что сказали какие я собрал листочки, а теперь давайте поиграем с моими листочками.
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
Среди детей выбирается ведущий, ему дают корзинку, и он становится в центр круга. Остальные дети водят хоровод вокруг него, у них в руках есть несколько листочков.
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Листья на ветру кружатся
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Выбранный ведущий говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок». После этих слов дети подбегают к ведущему и кладут в его корзинку листок. Все листочки в кузовке рассматриваются, чтобы в него не попал по ошибке лист другого дерева.
Воспитатель: - Ребята, а кто мне скажет, что такое листопад?
Дети: -Когда падают листочки.
Воспитатель: - А давайте с вами устроим листопад.
«Листопад, листопад листья кружатся, летят»
Листочки упали, посмотрите, как красиво стало.
Ежик: - Ой, кажется, дождь собирается, мне пора домой.
Воспитатель: -Ребята, давайте соберем листики ежику, ведь он их собирал, чтобы утеплить свою норку.
Ежик: - Спасибо вам, дети, до свиданья
Дети: - До свидания.
Коллективная работа (подгруппами) "Осенний венок"
Воспитатель берет подарочную коробку с осенними листиками и предлагает детям сделать осенний венок!
Воспитатель: -Берём круг из картона и клей-карандаш.
Дети в любой очередности приклеивают листочки на белом кольце из картона, намазав только заднюю сторону листиков.
Доклеив до конца все листики, вот такой симпатичный венок из листьев у нас получится, которым можно украсить дверь, например.