Виталия Беликова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская береза. Березовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Русская береза. Березовая роща»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Русская береза, Березовая роща“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цели: Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине.
Материалы и оборудование: репродукции картин русских художников, запись песен «Отчего так в России березы шумят…», «Во поле береза стояла»; альбомные листы; кисти; акварельные и гуашевые краски.
Ход занятия:
1. Вводное слово воспитателя.
- Отгадайте загадку:
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (Береза)
- Береза приглашает нас в гости.
2. Беседа о русской березе.
- Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит песня «Во поле береза стояла».
- Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне- земледельцы связывали немало примет. Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускается. Весной березовый сок не вкусен – хлеб уродится на славу. Из березы течет много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, с низу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму березы могут предсказывать. В начале отября с них лист не опал – снег ляжет поздно. О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу. Послушайте стихи о березе.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую.
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
и гнется, но не ломится!
А. Прокофьев
***
Береза белая, подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга?
Тебе оставила свой снег?
Ветвями тянешься за мою,
На плечи руки мне кладешь
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поешь.
О чем поешь моя береза.
Качаясь тихо как во сне?
И почему, не знаю, слезы
Приходят, светлые ко мне?
Л. Овсянникова
- Ответьте на вопросы:
- На каком дереве две коры вместо одной? (на березе. Сверху кора белая да тонкая, а снизу черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)
- Какой гриб растет под березой? (подберезовик.)
- Как называется кора березы? (береста)
- Что раньше народные умельцы изготавливали из бересты? (короба, кузовки, лодки, обувь)
- Почему кору березы очень любят ученые-историки? (из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, причитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)
- Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок)
3. Рисование «Березовая роща».
- Береза выделяется и своей белизной, и сережками, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез : и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Рисуем произвольные вертикальные линии, не сильно заботясь об их ширине и правильности – пусть это будут разные деревья. Затем, посмотрев, где деревья получились самые тонкие, можно перевернуть листок на 180°, и закрасить толщину, чтобы верх был тоньше, низ толще, чем больше будем подкрашивать, тем красивее роща. Сделаем фон по своему усмотрению. Наносим главное отличие – черточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем разного цвета листья вверху и внизу, выбирая краски по своему усмотрению. Чем больше времени мы потратим на разные штрихи, тем красивее получится рисунок.
4. Итог занятия.
Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. О каком дереве мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового о березе?