Татьяна Костичева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Береза, белая береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию администрации МО Тихвинский муниципальный район
Ленинградской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинка»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Береза, белая береза»
Составила и провела Воспитатель: Костичева Т. Н. г. Тихвин 2017 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Береза, белая береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.
Цель: Формировать у старших дошкольников представления о характерных особенностях березы и способности выражать восприятие окружающего ми-ра при помощи различных художественных материалов.
Задачи:
1. Расширить знания детей о березе.
2. Закреплять умение вычленять нужные звуки в словах, составлять из них новое слово и соотносить звуки с соответствующими буквами.
3. Развивать речь детей, формировать устную речь, обогащать словарь новыми словами и выражениями.
4. Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.
5. Продолжать знакомить с разнообразными изобразительными материа-лами. Развивать элементарные навыки работы с углём.
6. Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол, черные черточки, тонкие ветви)
7. Поддерживать самостоятельность, творчество детей.
8. Развивать эмоциональную выразительность, коммуникативные спо-собности.
9. Формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине.
Материалы и оборудование: магнитофон с записями: Ф. Шопен «Весенний вальс», русск. нар. песни в обработке Н. А. Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла», репродукция картины И. Левитана «Деревня. Ранняя весна». Конверт с письмом от Снежной Королевы, картинки (из первых звуков которых можно составить слово береза, карточки с буквами для составления слова береза. На каждого ребенка листы для эскизов А4, А5, салфетки бумажные, влажные салфетки, уголь, тонкие атласные ленточки.
Предварительная работа: Рассматривание деревьев во время прогулки, чтение С. Есенин «Береза», В. Рождественский «Береза», Г. Снегирев «Рассказ о березе», рассматривание иллюстраций и репродукций Ю. Красно-кутский «Весна в березовой роще», И. Левитан «Березовая роща», В. Бакшеев «Голубая весна», И. Левитан «Деревня. Ранняя весна», беседа «Береза- символ моей Родины»
Занятие проводится на улице.
Вводная часть.
Звучит фонограмма Ф. Шопен «Весенний вальс»
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?
Дети: Весной
Вот и снова к нам пришла весна, а значит, солнце светит ярче и сильнее, даря нам свою солнечную энергию. Я предлагаю вам зарядиться этой энерги-ей (дети понимают руки ладошками вверх).
Зарядились? А теперь передадим энергию солнца и вашу энергию друг дру-гу (дети берутся за руки и проговаривают стихи и дарят друг другу улыбки)
Улыбнемся солнцу, лугу,
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой!
Воспитатель:
Отгадайте еще загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
Дети: Береза.
(Дети с воспитателем подходят к березе)
Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, бело-ствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой…
Какие изменения с березой происходят весной?
Дети: На березе набухают почки.
Воспитатель: Но почему-то на нашей березе нет почек.
(Дети замечают на дереве конверт).
Воспитатель: Смотрите, здесь письмо. Как вы думаете от кого?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: (читает)
Я, Снежная Королева, не хочу, что бы наступила весна и, улетая на север, за-колдовала самые красивые деревья на вашем участке. И теперь они никак не смогут проснуться от зимней спячки. Расколдовать их сможет только тот, кто выполнит три задания Снежной королевы.
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь деревьям?
Дети: Да!
Воспитатель: И вы не боитесь сложных заданий Снежной королевы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Возьмемся за руки и скажем наш девиз про дружбу.
Дети:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
2. Основная часть.
Воспитатель: (читает задания)
Задание первое:
Рассмотрите картинки и назовите, что нарисовано на них. По первым звукам вы узнаете, какие деревья я заколдовала. Составьте слово из соответствую-щих букв ( картинки: банан, ель, рыба, ежик, звезда, аист).
Дети отгадывают звуки и составляют из букв слово: береза.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием.
Но впереди нас ждет не простое второе задание.
(Дети с воспитателем проходят на веранду и садятся на скамейки).
Второе задание:
Я хочу проверить, что вы знаете о березе.
Проводится викторина:
- Единственное в мире дерево с белой корой. (Береза)
- На каком дереве две коры вместо одной? (На березе. Сверху кора белая тонкая, а снизу черная корявая)
- Для чего березке черные черточки? (Чтобы дерево могло через них ды-шать.)
Воспитатель уточняет:- А называются эти черточки чечевички.
- Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
- Как называется кора березы? (Береста)
- Что раньше народные умельцы изготавливали из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь)
- Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, причитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)
- Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок)
- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
(Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Молодцы, опять вы ответили на все сложные вопросы.
Осталось последнее задание. Я думаю, что оно будет самое сложное. И для этого нам надо немного размяться.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
Третье задание:
Вам необходимо нарисовать березу с натуры. Но одно условие: вы не должны рисовать красками, гуашью, карандашами, фломастерами.
Воспитатель: Ребята, чем же мы можем с вами нарисовать березу?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте попробуем найти, чем можно рисовать.
(Дети под березой находят угольки и предлагают ими нарисовать березу)
Воспитатель: : Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисова-ния. Его изготавливают путем обжига тонких древесных веток. Уголь ис-пользуется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пей-зажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски. Углем рисовали даже великие художники.
Мы с вами недавно рассматривали одну из таких картин (воспитатель демон-стрирует репродукцию картины).
Кто помнит, как она называлась?
Дети: «Деревня. Ранняя весна»
Воспитатель: Кто написал эту картину?
Дети: Исаак Левитан
Сегодня мы с вами попробуем рисовать углем. Возьмите лист бумаги и уго-лек.
Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб не испачкать свою работу. При сильном нажатии линия получается толстая, (показывает) а если нажимать еле – еле, то линия получается тоненькая. Уго-лек можно держать как обычный карандаш, а можно располагать к бумаге широкой стороной и одним движением закрывать большие участки. Рисунок можно растушевывать, или по-другому растирать. Для этого можно исполь-зовать салфетки
(Дети слушают воспитателя и вместе с ним пробуют рисовать линии, штри-ховать и т. п.)
Воспитатель: Прежде чем нарисовать нашу березку, рассмотрите ее, потро-гайте ствол, веточки. Какой ствол на ощупь? (Высказывания детей)
Вспомним, как правильно рисовать деревья. Дерево – напоминает нам чело-века. Ствол – это туловище, корни – ноги, а ветви – руки. От веток отходят более тонкие отростки – пальчики, несущие листву и плоды. Кора – кожа де-рева. Чем старше дерево, тем больше морщин.
Кто помнит, с кем на Руси сравнивали березу?
Дети: С девушкой
Воспитатель: Одинаковые по длине ветки у березы?
Дети: Нет. Нижние ветки длинные, чем выше ветки, тем они короче; у ствола ветки утолщаются.
Воспитатель: Какие ветви у березы?
Дети: Тонкие, гибкие, нежные.
Воспитатель: Как мы их будем рисовать?
Дети: Волнистой линией.
Воспитатель Перед тем, как мы начнем с вами рисовать, нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т. д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову)
Воспитатель: Пальчики разогрели, можно приступать к работе.
Вам понятна техника рисования углем? Тогда возьмите себе альбомный
лист, уголек, найдите для себя удобное место на площадке и начинайте рисо-вать.
Практическая часть.
Самостоятельное выполнение работы.
Педагог руководит творческим процессом детей осторожно, не навязывая свое мнение, помогает советом, в случае затруднения напоминает и уточняет способы работы с изобразительными материалами, приемы рисования той или иной изобразительной техникой.
Заключительная часть.
По окончанию работы детям предлагается рассмотреть все рисунки и выбрать наиболее выразительные и самые аккуратные.
Воспитатель: Посмотрите, какие белоствольные получились березы с тонкими изогнутыми ветками. Лучшие работы привлекают наше внимание. А у кого получились не слишком удачные работы, не надо опускать руки. Немного терпения и тренировки - и у вас все получится. (Воспитатель предлагает от-править работы Снежной Королеве)
Ребята, мы с вами выполнили все три задания Снежной Королевы. Давайте вспомним их. ( Дети перечисляют задания: по карточкам угадывали названия дерева, отвечали на вопросы о березе, рисовали березу углем)
Рефлексия.
Воспитатель: Мы смогли расколдовать наши березки. Теперь они проснулись и скоро на них появятся первые листочки. А что бы наша березка была еще краше, мы подарим ей яркие ленточки. Ведь в старину весной девушки завязывали на ветвях березы ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
Звучит фонограмма русск. нар. песни в обработке Н. А. Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла». Дети украшают березку и загадывают свои желания.