Надежда Евланова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Посиделки»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Посиделки»
Подготовила : Воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Популяризация русской народной культуры, приобщение дошкольников к ее истокам, традициям, обычаям.
Задачи:
Обучающие: знакомить детей с русским народным устным и музыкальным творчеством;
обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Посиделки“» размещена в разделах
Развивающие: формировать у воспитанников умение взаимодействовать друг с другом и с взрослыми в ходе подготовки и проведения мероприятия;
развивать чувство ритма, пластику, выразительность движений и речи.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь и уважение к традициям своего народа;
приобщать дошкольников к нравственной культуре и уважению вечных ценностей: любви, доброты, трудолюбия.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, организация подвижных русских народных игр, слушание русских народных песен и частушек.
Словарная работа: разъяснение смысла слов – хоровод, посиделки, фольклор, веретено, горница, прибаутки.
Оборудование: русский народный костюм для воспитателя, веретено, самовар, старинная лампа, лапти, деревянные ложки, пряжа, бубен, русский народный платок, полотенце с ручной вышивкой.
Ход занятия
Дети заходят в зал с воспитателем, под р. н. музыку.
(Воспитатель в народном костюме.)
Воспитатель: - Дети, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.
(Дети здороваются с гостями)
- Садитесь на стулья.
Воспитатель: - Ребята, мы часто в жизни соприкасаемся с устным народным творчеством.
- Что относится к устному народному творчеству?
(Ответы детей)
Правильно, это: пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки, потешки, прибаутки, скороговорки и конечно народные игры.
УНТ – это художественные произведения устного характера, созданные народом.
Воспитатель: - Сегодня я расскажу вам об одном мероприятии нашей далёкой старины – это посиделки.
В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение приносил каждый с собой, это называлось – вскладчину.
Здесь они пели песни и частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали.
Кто – то вышивал полотенце, кто – то вязал. Кто – то плёл лапти или корзину, а кто – то из дерева вырезал деревянные ложки.
Руководила посиделками Хозяйка избы.
Сегодня хозяйкой буду я.
А так как я хозяйка, то и приглашаю Вас к себе на посиделки.
Сейчас вы встанете, закроете глаза, я скажу волшебные слова, и вы окажитесь в далёком прошлом.
(Дети встают около стульев, закрывают глаза)
Воспитатель: -1, 2, 3 повернись, в далёком прошлом окажись!
Хозяйка: - Ну, что гости дорогие, проходите в дом, рассаживайтесь – «Красному гостю – красное место, «в тесноте да не в обиде»
(Дети проходят в «избу», садятся на скамейку (стулья)
- На посиделках любили рассказывать докучные сказки.
- Ребята, а вы знаете, какие это сказки?
(ответы детей).
Докучные сказки – это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
- Рассказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Расскажи.
- Ты говоришь: – расскажи, я говорю – расскажи,
- А не рассказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Не надо.
Хозяйка: - Такие сказки можно было рассказывать все посиделки, пока, кто - ни будь, не говорил: - не надо!
- А теперь, - отгадайте -ка, ребята, загадки о тех предметах и вещах, которые могли быть сделаны на посиделках.
Загадки:
- Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Её непременно
С собою берешь (корзина).
(В-ль показывает корзину)
- Висит, болтается,
Всяк за него хватается (полотенце).
(В-ль показывает полотенце)
- Маленький. Кругленький,
А за хвост не поднимешь (клубок).
(Воспитатель показывает клубок)
-Деревянная подружка,
Без неё я как без рук,
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот.
И обжечься не даёт (деревянная ложка).
- Хозяйка: - Ребята, почему деревянную ложку называет веселушкой?
(Ответы детей)
- Как называют людей играющих на ложках?
(Ложкари)
Хозяйка: - Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться.
- А после, обязательно нужно отдохнуть!
- Встаем ребята в круг.
- Повторяйте за мной.
Физ. минутка «Пляска».
(На мотив р. н. п. «Ах, вы сени, мои сени…»
Хозяйка: - Вот и повеселились…
- Молодцы ребята!
- Садитесь на свои места.
Хозяйка: - Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?
Д/и «Назови пословицы о труде».
Дети говорят пословицы:
- Меньше говори – больше делай!
-Дело мастера боится.
- Умные руки не знают скуки.
- Чтобы рыбку съесть –
Надо в воду лезть.
Хозяйка: - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Хозяйка: - Ребята, о чем говорится в этой пословице?
(Ответы детей)
Хозяйка: - Точно говорите!
Хозяйка:- Ничто не может быть достигнуто без усилий.
Пословица – душа и ум народа.
Хозяйка: - Ребята, а давайте мы с вами в игру поиграем.
- Посиделки проходили в избе (зимой) и поэтому игры выбирались такие, чтобы можно было играть, почти на месте.
Хозяйка: - Ребята, а в игру «Цап» можно, вообще, сидя играть.
- В игре участвует 5-6 человек.
Народная игра: «Цап»
Описание игры: - Водящий держит руку ладошкой вниз – это крыша.
- Остальные играющие ставят под крышу по одному пальцу.
- Водящий произносит слова, при слове «Цап» все должны пальцы убрать.
(Выходят играть 6 человек)
Водящий: - Под моею крышей завелися мыши, зайцы, белки, жаба – цап!
Хозяйка: - Ребята, с помощью чего можно выбрать водящего игры?
(Ответы детей)
- А вы знаете считалочки?
- Расскажите.
(Ответы детей)
Хозяйка: - А ещё на посиделках любили рассказывать - небылицы.
- Еще их называют перевертыши или путаницы.
- Послушайте одну из небылиц.
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.
Хозяйка: - Ребята, кто из вас хочет рассказать небылицу?
(по желанию детей)
-У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь –
Держится за уши!
Хозяйка: - А ещё на посиделках любили друг друга подразнить.
- Ребята, вспоминайте дразнилки.
- Если человек всё время плачет, как его дразнят?
Дразнилки про плакс:
Рева – корова, дай молока
Сколько стоит – три пятака!
- Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин!
Дразнилки про ябед:
Ябеда соленая, на костре вареная.
Ябеда – беда, соленая борода.
Дразнилки про жадных:
Жадина, говядина, турецкий барабан
Кто на нем играет?
Васька – таракан.
Хозяйка: - Вот так подшучивали друг над другом.
Хозяйка: - Ребята, а кто из нас не любит блинов пышных, румяных, круглых!
- На какой праздник обязательно пекут блины?
(Ответы детей)
Масленица – самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю.
Блины являются основным угощением и символом масленицы.
- Кто знает, почему пекут блины круглыми? (они пеклись на масленицу по подобию солнца).
Хозяйка: - Молодцы, ребята, много всего интересного смогли рассказать.
Хозяйка: - А теперь, предлагаю вам поиграть и повеселиться.
- Вставайте все в круг.
- Игра называется «Веселый бубен».
Ход игры: дети встают по кругу и передают бубен из рук в руки, напевая:
Ты катись, весёлый бубен,
Дальше, дальше по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот в кругу попляшет нам.
У кого бубен оказался на последнем слове, тот выходит в центр и исполняет свой танец, подыгрывая себе на бубне, остальные хлопают.
Хозяйка: - Понравились вам посиделки?
(Ответы детей)
- Очень хорошо!
- Но нам пора возвращаться в группу.
- Закрываем глаза, я говорю волшебные слова:
- Раз, два, повернись, снова в садик возвратись.
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Все большие молодцы!