Козлова Татьяна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Беседа «Русская берёза». Рисование «Берёзовая роща»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе:
«Беседа: Русская берёза. Рисование: Берёзовая роща»
Козлова Татьяна Ивановна – воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок», с. Калтук
Цели образовательных областей:
Познавательное развитие: Уточнить представление о значении березы в жизни русских людей и связанные с ней традиции;
Речевое развитие: Выразительно читать стихотворения о березе; называть фамилии авторов стихотворений.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Беседа „Русская берёза“, Рисование „Берёзовая роща“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Рисование
- Береза. Все на тему березок
- Беседа. Проведение бесед
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Художественно – эстетическое развитие: Выполнять рисунок березовой рощи по образцу и по инструкции педагога; эмоционально откликаться на красоту русской природы.
Материал и оборудование:
Репродукции картин русских художников, аудиокассета с песней «Во поле береза стояла»; альбомные листы; кисти; акварельные и гуашевые краски.
Содержание:
Вводное слово воспитателя.
- Отгадайте загадку:
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается.
(Береза.)
-Береза приглашает нас в гости. Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой. Дети подходят к берёзе на участке детского сада.
-Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что живая природа: деревья и травы, лeca и облака, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся осиной, тополем, хвойными деревьями. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь.
-Как можно сказать про березку? Правильно, красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки,листья, цветы, плоды)
-Покажите ствол березы. Какой он - толстый или тонкий?
-Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
-Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
-Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)
-Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)
-Почему береза имеет белую кору? (В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет: у нее единственной в мире белая кора).
-Как называется кора березы? (Береста. )
-Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь. )
-Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков. )
-Для чего березке нужны чёрные полосы? (Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать. )
-Какого цвета листья у березы?
- Какой гриб растет под березой? (Подберезовик. )
-Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок. )
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.
Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.
-А теперь загадайте желание и завяжите по одной ленточке. Я думаю, ваше желание обязательно исполнится. (Дети завязывают ленточки и загадывают про себя желание) Звучит песня «Во поле березонька стояла».
- Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет.
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
Овес сей, когда береза распускается.
Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.
Xoтите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам.
Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью.
Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
И зиму березы могут предсказывать.
В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.
О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу.
Дети читают стихотворения о берёзе.
Физкультпауза: «Берёза»
Мы березку посадили, Выпрямиться.
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.
И березка подросла, Встать.
К солнцу ветки подняла, Руки вверх.
А потом их наклонила, Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила Поклоны голово.
Рисование «Березовая роща».
-Берёза выделяется и своей белизной, и серёжками, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез: и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Сначала, давайте нарисуем произвольные вертикальные линии, не сильно заботясь об их ширине и правильности – пусть это будут разные деревья. Затем, посмотрев, где деревья получились самые тонкие, можно перевернуть листок на 180°, и закрасить толщину, чтобы верх был тоньше, низ толще, чем больше будем подкрашивать, тем красивее роща. Сделаем фон по своему усмотрению, здесь, например синий. Наносим главное отличие – чёрточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем разного цвета листья вверху и внизу, выбирая краски по своему усмотрению. Чем больше времени мы потратим на разные штрихи, тем красивее получится рисунок. Рассмотрите образцы-схемы рисунка и, опираясь на них, изобразите березовую рощу.
Дети рисуют на обойном листе бумаги, стоя за столом, на участке детского сада.
Итог занятия.
-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. О каком дереве мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового о березе?