Наталья Емельянова
Конспект интегрированного занятия «В гостях у героев сказок»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Сочи»»
Интегрированное занятие
познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Дружная семейка»
Воспитатель: Емельянова Н. Н.
г. Сочи, 2022 г.
Цель:
-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
-Расширять знания о воздухе;
-Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
-Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
-Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
-Продолжать закреплять навыки проведения опытов, самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
-Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
-Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Формы работы:
-Беседа-диалог;
-Игровая ситуация;
-Рассматривание иллюстраций;
-Физкультминутка;
-Опыт;
-Эксперимент;
-Продуктивная деятельность.
Предварительная работа:
-Знакомство со сказками;
-Рассматривание иллюстраций;
-Загадывание загадок;
-Проведение игр на пространственную ориентацию.
Методы и приемы:
-Практические: игры, игровая ситуация;
-Наглядные: показ, наблюдение;
-Словесные: беседа, объяснение, рассуждение, загадывание загадок.
Оборудование:
-Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, миска с водой, игрушки, гуашь, кисточки, стаканчики и трубочки, веера на каждого ребенка;
-Конверты со сказочными героями с заданиями;
-Коробочка с золотым ключиком;
-Пустая бутылка;
-Апельсин, лимон, духи;
Литература:
1. Н. Е. Веракса, «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», 2017 г., М., стр. 61.
2. Ирина Батова, «Познавательно-исследовательская деятельность». Лето. Ст. гр. ФГОС. Лабиринт, стр. 56.
3. Т. С. Баталина, «Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста», 2012 г., №1, стр. 13-18.
4. Е. В. Волкова, С. Л. Микерин, «Играем в ученых», Новосибирск, 2008 г., стр. 256.
5. О. В. Дыбина, «Неизвестное рядом», Москва, 2010 г., стр. 192.
Ход работы:
Дети входят из спальни, вместе с воспитателем держась за руки, под музыку «Ласковый шум летнего ветра».
Воспитатель: Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Здраствуйте! Скажем всем гостям,
Что-то мы покажем вам.
-Ребята, мы сегодня с вами будем исследователями и узнаем много всего нового и интересного. Нам нужно отправиться в нашу лабораторию и приступить к работе.
-Ой, я вижу, какие-то красивые конверты лежат! Давайте посмотрим что это?
(открываем конверт № 1, там письмо от Буратино):
Здравствуйте ребята! У меня пропал золотой ключик от лаборатории. Помогите мне пожалуйста его найти, иначе вы не сможете туда попасть.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? А то без ключа нам никак не справиться.
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Задание 1 «Собери буквы». (в конверте лежат буквы: В, О, З, Д, У, Х. Дети придумывают слова с этими буквами, затем собирают их в слово. Получилось ключевое слово «ВОЗДУХ»).
- Молодцы ребята! Прекрасно все получилось, мы справились с этим заданием.
(открываем конверт № 2)
Задание 2 «Четвертый лишний». (дети смотрят на картинки и разделяют их на классификации. Ищут лишний предмет и объясняют свой выбор).
Воспитатель: И с этим заданием мы справились! Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт?
Дети: Да!
(открываем конверт № 3)
Задание 3 «Математика». (стих про дни недели):
-Среди дней любой недели
Первым будет ПОНЕДЕЛЬНИК.
-День второй за ним пошел,
Это ВТОРНИК к нам пришел.
-Нам не деться никуда.
Третий день всегда СРЕДА.
-Он четвертый там и тут,
Этот день ЧЕТВЕРГ зовут.
-В череде рабочих дней,
Пятый ПЯТНИЦА теперь.
-Вся закончена работы,
День шестой всегда СУББОТА.
-День седьмой всегда мы знаем:
ВОСКРЕСЕНЬЕ- отдыхаем!
Воспитатель: Ребята, а какой сегодня день недели? А какой завтра будет?
А какой вчера был? А какое время года у нас? А какой месяц?
А теперь я загадаю вам математические загадки, только вы слушайте очень внимательно:
1. Сколько крыльев у зайчонка?
Сколько перьев у слоненка?
Как далеко летает Кроль?
Скажет детям цифра. (ноль)
2. Три очень спелых сливы,
На дереве качались.
Две сливы съел Андрюша,
А сколько их осталось? (одна)
3. Два котенка, пять бельчат,
Ходят дружно в детский сад.
Подсчитайте мне скорей,
Сколько в группе малышей? (семь)
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием мы справились! Открываем следующий конверт.
(открываем конверт № 4)
Задание 4 «Мнемотаблицы».
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим таблицы и попытаемся без опытов понять, что на них изображено? (ответы детей).
Молодцы ребята, и с этим заданием мы справились!
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот и ключик золотой!
(открываем конверт № 5)
Задание 5 Игра «Тепло-холодно». (с помощью считалочки выбираем ребенка который будет искать коробочку с золотым ключиком, и с помощью слов «тепло-холодно» находит ключик).
Воспитатель: Ура, ребята! Мы нашли волшебный ключик от лаборатории и помогли Буратино. (дети проходят к столам на которых приготовлены пакеты, таз с водой, стаканчики с водой, трубочки, веера и гуашь).
ОПЫТЫ
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим. (воздух).
-Правильно, речь идет о воздухе, мы с вами его вдыхаем и выдыхаем.
Сегодня мы узнаем с вами много нового и интересного. Мы уже знаем, что без воздуха не могут жить все те, кто относится к живой природе. А это все те, кто растет, дышит и питается. Это человек, все животные, растения и грибы.
Опыт 1. (нам понадобится пустой пакет, сминаем его, он очень легко мнется потому что он пустой. А когда раскроем пакет и наберем в него воздуха, он не сможет смяться. Все дети повторяют за воспитателем. А если мы еще посмотрим на наши пальчики через пакет, мы увидим как они шевелятся.)
Вывод: воздух прозрачный!
Опыт 2. (нам понадобится тетрадь, книга или веер. Если веером начинаем махать, мы чувствуем движение воздуха. Дети повторяют за воспитателем. Сильнее машем-сильнее сила воздуха.)
Вывод: мы смогли почувствовать воздух.
Опыт 3. (в этом опыте нам нужно что-нибудь пахнущее: лимон, апельсин, духи. Для того чтобы почувствовать запах, нам нужно рукой помахать в сторону лица. Дети проделывают эти движения.)
Вывод: значит воздух переносит запахи.
Опыт 4. (нам нужна пустая бутылка без крышки. Начинаем дуть на верхнюю часть бутылки, слышим звук.)
Вывод: значит воздух можно услышать.
Опыт 5. (нам нужен тазик с водой и два пакета, один пустой, другой с воздухом. Вначале мы опускаем один пакетик в воду, он погрузился, утонул. А теперь мы опускаем в воду второй пакет где есть воздух. Его не получается утопить. Вода постоянно будет его выталкивать, это свойство воздуха используют при изготовлении надувных лодок, спасательных кругов и жилетов.)
Вывод: воздух легче чем вода, поэтому пакетик с воздухом мы не утопим.
Опыт 6. (нам понадобятся стаканчики с водой и трубочки. Если мы подуем в стаканчик с водой, то увидим пузырьки, это тоже воздух.)
Вывод: мы еще раз увидели что воздух легче чем вода и вода его выталкивает наружу.
Опыт 7. «Раздуй каплю», (нам понадобится краска гуашь и трубочки. На ватманах мы постараемся выдуть трубочкой краску и сделать замечательные, смешные кляксы.)
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что без еды человек может прожить месяц, без воды несколько дней, а без воздуха несколько минут. Поэтому он нам так необходим. Вы у меня отличные исследователи воздуха. Что интересного и поучительного вы узнали сегодня на нашем занятии? (ответы детей).
Воздух- невидимка, выходи гулять.
Воздух- невидимка, как тебя поймать?
Если быстро-быстро, в поле убегу.
Чистого-пречистого, воздуха найду.
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,
Самого полезного воздуха найду.
Если вместе с папой в горы я пойду,
Самого кристального воздуха найду!