Федоровская Ирина
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование ценностного отношения к семье, воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства дошкольников с русскими матрешками.
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие»:
-продолжать расширять и уточнять представления детей о матрешках.
2. Образовательная область «Речевое развитие»:
- продолжать учить четко отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовать связную речь детей;
- расширять активный и пассивный словарный запас.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение договариваться, помогать друг другу,
- формировать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать интерес детей к народному искусству,
- продолжать знакомить детей с народными игрушками,
-Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Словарь: роспись, определения: «семеновская», «загорская», «полхов-майданская», «вятская», «авторская».
Предварительная работа: Рассматривание разных видов матрешек, беседа о создании матрешек, украшение матрешек способом пластилинографии.
Оборудование:
Мульдимедийная установка, слайды с изображением разных видов матрешек, компьютер, музыкальное оформление, дидактические игры, моток ниток, зеркало, матрешки.
Ход занятия:
Л: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
Л: Я рада видеть вас сегодня на занятии. А чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.
Рано солнышко встает
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъем!
На занятие пойдем?
Д: Да!
Л: Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. А что это за символ, вы узнаете, отгадав загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью-во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех-малютка, крошка.
А вместе все это….
Д: Матрешка.
Л: Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о матрешке.
(Входит под музыку Матрешка, держит в руках куклу-матрешку)
М: Здравствуйте ребята! Я - Матрешка ладная, яркая, нарядная!
Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
Вот такие вот дела!
Я пришла к вам не одна,
В ярких платочках
Пришли со мною дочки.
В ярких одежках,
Куколки – матрешки!
(Гостья-Матрешка открывает куклу – матрешку, а в ней ничего нет).
М: Мои дочки растерялись, разбежались. Помогите мне пожалуйста их собрать!
Л: Ну что, ребята, поможем Матрешке отыскать ее дочек?
Д: Да!
Л: Для этого нам нужно отправиться в путешествие.
М: Но чтобы дорога была веселее, я хочу подарить вам разноцветные смайлики. (Смайлики зеленого, голубого, желтого и красного цветов).
Л: Матрешка, а куда же нам идти? В какую сторону?
М: А у меня есть волшебный клубочек, куда он покатится, в ту сторону мы и пойдем!
(Матрешка бросает клубок)
1. «Теремок»
Л: Ребята, посмотрите, что это?
Д: Это Теремок.
Л: И правда Теремок. Ставни закрыты. Интересно, кто же в этом Теремочке живет? Давайте, узнаем!
Л: Ставни- ставни, отворитесь и жильцы покажитесь!
(Дети помогают открыть ставни. На ставнях прикреплены матрешки, на которых написаны вопросы. Дети срывают по очереди по одной матрешке, с помощью логопеда зачитывают вопросы и отвечают на них).
• Когда появилась первая матрешка на Руси? (Чуть более ста лет назад)
• Какая игрушка стала прообразом русской матрешки? (Фигурка японского мудреца Фукурумы, состоящая из двух половинок, внутри которых прятались фигурки поменьше. Показывают картинку).
• Почему матрешка так называется? (В то время имя Матрена было самым распространенным именем, а еще, слово «Матрена» означало –«мать» и действительно, матрешка напоминает мать, у которой много детей)
• Кто сделал самую первую матрешку? (токарь Василий Звездочкин выточил из дерева заготовки, а художник Сергей Малютин расписал кукол).
• Как выглядела первая матрешка? (Кукол было 8, а самая первая-большая кукла изображала девочку с петухом) (Показ картинки)
• Почему все матрешки разные? (Каждый мастер расписывал куклу по-своему и в своей росписи он передавал те элементы, которые были традиционными в местности, где изготавливалась матрешка. Поэтому есть матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-майданские, Вятские и другие.)
Л: Молодцы ребята!
(Дети находят маленькую матрешку, внутри которой есть задание. Дети читают задание с помощью логопеда – «В город деревянных кукол скорее иди и матрешек собери!»)
2. «Город деревянных кукол»
Л: Ребята, мы с вами попали в город деревянных кукол. Посмотрите, здесь есть 4 разных по цвету конверта. Эти цвета напоминают цвета ваших смайликов. Ребята, у которых красные смайлики берут красный конверт, у которых зеленые смайлики - зеленый и т. д. В этих конвертах находятся разрезные части матрешек. Вам нужно правильно собрать свою матрешку и правильно ее назвать.
(Дети делятся на подгруппы, берут свои конверты, садятся на ковер и собирают своих матрешек. После того, как дети собрали матрешек, 1 человек из каждой команды говорит как называется их матрешка и почему, а остальные дети проверяют).
Загорская матрешка - всегда в сарафане, платок украшает роспись. Часто в руках у нее какой-нибудь предмет-корзинка, хлеб-соль, самовар и др.
Семеновскую матрешку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Цвет платка - желтый. Для росписи этих матрешек используют в основном желтый и красный цвет.
У Полхов - майданской матрешки нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука, есть лишь условный овал на двухцветном поле. На голове яркий платок с цветами. При росписи матрешек используют чаще малиново-красный, зеленый и черный цвета.
Вятская матрешка изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. А кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой.
Матрешка находит вторую матрешечку с заданием: «В загадочный город скорее идите и ребусы решите!»
3. «Загадочный город»
[/b][/i]
В загадочном городе дети делятся на две команды-девочки подходят к Матрешке, и мальчики к учителю-логопеду. Решаем по одному ребусу, а затем меняемся.
Матрешка находит очередную матрешечку с заданием.
Дети читают задание: «В город мастеров шагайте и про авторскую матрешку узнайте!»
4. «Город мастеров»
[/b][/i]
Л: Ребята, мы с вами попали в город мастеров. В этом городе мастера изготавливают самые различные матрешки. Они не похожи на тех матрешек, которых мы встречали, и Катя нам расскажет про этих матрешек.
Рассказ ребенка об авторских матрешках, демонстрация этих матрешек.
Л: Молодец, Катя!
М: Ой, ребята, а у меня как раз есть такая матрешка! Посмотрите, кого она изображает?
(Дети отвечают)
М: Хотите, я вам ее подарю?
Д: ДА!
(Находим последнюю четвертую матрешку).
М: Ребята, вы помогли мне отыскать всех моих дочек! Спасибо вам!
(Гостья - Матрешка благодарит детей за помощь и демонстрирует детям всех найденных матрешек).
Л: Ребята, Мы помогли нашей гостье и отыскали всех ее дочек и теперь вся семья снова вместе.
И я хочу открыть вам один секрет: Матрешка - это не простая кукла, матрешка- это символ жизни. Ведь женщина дает жизнь дочери, та в свою очередь даст жизнь следующему человеку и т. д. Матрешка- это символ материнства и семьи.
Поэтому я желаю вам, чтобы в ваших семьях всегда царили любовь, мир, добро и уважение!
А наше путешествие подошло к концу, вам понравилось путешествовать вместе с матрешкой? Что было интересным? Что для вас было трудным?
(Ответы детей)
Л: Ребята, нам пора прощаться с нашей гостьей.
(Матрешка прощается с детьми и уходит).
Л: А мы с вами внимательнее рассмотрим подарок Матрешки.
Дети рассматривают матрешку, делятся впечатлениями.