Климова Карина
«Детям о Победе». Конспект интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Детям о Победе»
Цель: Формирование у детей представлений о символах, связанных с Великой Отечественной войной, и их значении.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с основными символами Великой Отечественной войны и Дня Победы (георгиевская ленточка, красный флаг, вечный огонь, гвоздика, голубь мира).
Рассказать о значении каждого символа.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
Развивать речь, умение отвечать на вопросы, выражать свои мысли и чувства.
Развивать зрительную память, внимание и умение находить одинаковые изображения.
Темочки:
Развивать творческие способности (в процессе изготовления открытки - символа).
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и свой народ.
Воспитывать чувство сострадания и сочувствия.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии,технологии развивающего, проблемного обучения, технология сотрудничества.
Оборудование и материалы: мольберт,магниты, карточки для игры «Найди пару», конверты.
Демонстрационный:фотографии военных лет для оформления помещения;состаренная коробка; записка;объемные макеты или настоящиесимволы Победы для коробки (красный флаг, георгиевская лента, голубь мира, гвоздика, вечный огонь); плоскостные символы для демонстрации перед продуктивной деятельностью.
Раздаточный:разрезная бумажная георгиевская лента; разрезные картинки символов; заготовки для аппликации; индивидуальные салфетки, клей, карандаши, ножницы (при необходимости, белые альбомные листы.
Структура:
1. Организационный момент
2. Основная часть:
Беседа
Дидактическая игра «Найди пару»
Физ. минутка «Ленточка»
Игра «Собери ленту»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Аппликация «Победа в символах»
3. Заключительная часть, рефлексия «Солнышко Победы»
Ход:
В центе ковра стоит старая потёртая картонная коробка. Воспитатель зовет ребят. Рядом с местом сбора развешаны фотографии временен Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Ребята, чья это коробка? Не вы ли оставили?
Дети подходят к педагогу. Ответы детей.
Воспитатель: Ну что ж, заглянем в нее и посмотрим что там. (Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель открывает коробку. Сверху лежит такой же пожелтевший от старости, листок, на котором от руки написано):
Дорогие дети, вы наше будущее, за которое мы отдали свои жизни. Берегите нашу страну, защищайте от врагов и помните о тех тяжелых временах, которые переживала наша Родина…
В этой коробке символы тех лет.
Узнайте о них подробнее, запомните и расскажите другим.
Ваши защитники.
Воспитатель: Ребята, от каких защитников эта записка и коробка?
Дети: От солдат, которые защищали нашу страну.
Воспитатель: Действительно ли вы хотите посмотреть какие символы здесь лежат и узнать, что они означают? Ведь это письмо – просьба. Готовы ли вы ее выполнить?
Ответы детей.
Достает из коробки первый предмет – георгиевская лента (настоящий отрез ленты) и раздаёт детям.
Воспитатель: Ребята, вы знаете что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Это георгиевская ленточка. Она черно-оранжевого цвета. Черный цвет символизирует дым, а оранжевый – огонь. Георгиевская ленточка – это символ героизма, мужества и памяти о тех, кто воевал за нашу Родину. Название ленточки связано с именем святого Георгия Победоносца, который считается покровителем воинов.
Воспитатель достает следующий предмет и так же раздает его копии детям – красный флаг (если есть возможность большая копия, тогда ее нужно поставить, если нет, то маленькие флажки для каждого ребенка).
Воспитатель: А это что за предмет?
Ответы детей.
Воспитатель: Это красный флаг – флаг Победы. Его водрузили наши солдаты над Рейхстагом в Берлине, когда война закончилась. Красный флаг – это символ Победы над врагом.
Воспитатель достает следующий предмет – вечный огонь (одна объемная поделка). Дети рассматривают поделку и передают из рук в руки.
Воспитатель: Этот предмет вам должен быть знаком…
Ответы детей.
Воспитатель: Верно - это вечный огонь. Он горит постоянно и никогда не гаснет. Вечный огонь – это символ вечной памяти о тех, кто погиб на войне.
Воспитатель достает следующий предмет – гвоздику.
Воспитатель: Как называется этот цветок?
Ответы детей.
Воспитатель: Это гвоздика – цветок памяти. Они символизируют кровь, пролитую за Родину. Гвоздики красного цвета несут к памятникам и могилам погибших воинов.
Воспитатель достает следующий предмет – белого объемного бумажного голубя.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, это голубь мира. Белый голубь символизирует мир, добро и надежду. Ребята, каждый из этих символов имеет глубокое значение. В письме написана просьба о том, чтобы вы рассказали о них другим людям, кто это может быть?
Дети: Ребята нашей группы, или те, кто младше нас или старше, кто не знает о них.
Воспитатель:Хорошо. Сейчас прошу подойти к столам (2 стола стоят рядом на столах лежат карточки для игры «Найди пару»(Карточки с парными изображениями на военную тематику, с обязательным наличием оговоренных символов, как минимум, по количеству детей, лучше взять количество в два-три раза больше. Карточки, например, могут содержать следующие изображения: солдат, танк, самолет, георгиевская ленточка, красный флаг, гвоздика, вечный огонь, голубь мира, орден, блокадный хлеб, красная звезда, салют, ветеран, летчик,связист и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе рубашкой вверх). Дети становятся вокруг столов. Ребята, ваша задача по очереди открывать две карточки, обязательно озвучивая, что на них изображено и если изображения на карточках совпадают, то вы забираете пару себе и делаете еще один ход. Если изображения не совпадают, карточки возвращаются на свои места рубашкой вверх. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Все понятно?
Дети: Да!
Игра продолжается, пока не закончатся карточки.
Воспитатель: Прекрасно справились! А сейчас будьте еще внимательнее, так как вам нужно повторять движения. Воспитатель проговаривает и показывает движения:
Мы ленточки возьмем сейчас, (дети имитируют, что берут ленточку)
Оранжево-черные у нас (показывают руки перед собой)
Помашем ими высоко, (машут руками над головой)
Как будто видим облака!смотрят вверх)
Покружим ими мы вокруг, (кружатся на месте)
Чтоб мир царил везде, мой друг! (обнимают себя)
Физ. минутка повторяется 2-3 раза с ускорением.
Воспитатель: Как называется эта черно-оранжевая лента?
Дети: Георгиевская.
Воспитатель: Верно! Посмотрите что у нас здесь произошло. Лента распалась на кусочки. Нужно ее собрать. (Части каждой ленты разделены на пары, один край ровный другой дополняет вторую часть разными неровными краями, как пазл. Таким образом, чтобы соединить ленту нужно найти пару). Подходите, ребята.
Дети подходят и собираются в пары, составляя ленточки.
Воспитатель: Ребята, а можно сделать так, чтобы она стала большая?
Дети: Надо попробовать соединить…Соединяют кусочки ленты в одну целую.
Воспитатель: Прекрасная дружная работа. Но сначала вы поработали в парах, встаньте рядом со своим товарищем, поработайте еще немного вместе.
Воспитатель подходит и дает каждой паре конверт. В конверте разрезанные (как минимум на 6 частей, можно больше, зависит от скорости работы детей и их навыков) картинки символов, которые могут повторяться, если количество детей больше: голубь, гвоздика, красный флаг, вечный огонь.
Воспитатель: Ребята, вам предстоит собрать более сложные картины, но вы вместе, вы справитесь.
Дети приступают к сбору картинок. Как только пара собирает картинку, воспитатель подходит и смотрит, все ли верно, а дети озвучивают, что он обозначает.
Воспитатель: Как здорово вы выполнили это задание, вместе, а еще больше я рада за то, что вы запомнили, что означает каждый из символов. Воспитатель подходит к мольберту с изображением символов. Напротив него рабочие столы, подготовленные для аппликации. Ребята, чтобы каждый из вас не только смог рассказать, но и показать другим символы Победы, предлагаю их соединить в едином изображении, а как это можно сделать - давайте подумаем. Жду ваших идей!
Дети предлагают варианты расположения символов на листе бумаги, воспитатель фиксирует каждый вариант на мольберте, таким образом получается несколько образцов.
Воспитатель: Хорошо вышло, теперь присаживайте за рабочие места и, выбрав один из вариантов, приклейте на свои листы.
Дети приступают к сбору открыток-символов.
Воспитатель: Чем можно дополнить открытки?
Ответы и предложения детей. Работа завершается.
Воспитатель: Ребята, берите свои открытки и вставайте в круг. Покажите друг другу свои работы. Прекрасно.
Воспитатель приглашает детей на коврик, откуда начиналось занятие. На нем большой круг из желтого картона (солнце, вырезанные из бумаги лучики разного цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий) – количество одинаковых лучиков соответствует количеству детей.
Воспитатель: Посмотрите, это наш групповой символ, каждый цвет лучикаозначает определенное чувство или впечатление от занятия:
Красный: Было грустно, жалко тех, кто воевал.
Желтый: Было интересно, узнал много нового.
Оранжевый: Было радостно, горжусь нашими героями.
Зеленый: Было спокойно, уверен, что мир – это главное.
Синий: Было немного непонятно, нужно еще раз поговорить об этом.
Пожалуйста, возьмите лучик того цвета, который больше всего соответствует вашим чувствам сейчас и прикрепить его к солнышку.
Дети выбирают лучики и кладут их рядом с кругом. Идет общее обсуждение, какие чувства преобладает, а каких меньше или поровну.
Воспитатель: Вы прекрасно поработали, но ведь у нас еще есть важное неоконченное дело!
Дети: Да, нам нужно рассказать о символах нашим ребятам.
Воспитатель: Да, берите, что вам необходимо для этого и идем…
Дети и воспитатель уходят из помещения, где проходило занятие. Занятие заканчивается.
Литература:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847);
2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. День Победы. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в условиях современной дошкольной образовательной организации: Методическое пособие / Автор-сост. В. С. Татаринова; под общ. редакцией В. С. Татариновой – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 65 с.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Шорыгина, Т. А. Беседы о Великой Отечественной войне / Т. А. Шорыгина. — 2-е изд. — Москва : ТЦ Сфера, 2021. — 160 c.