Татьяна Козякова
«Уроки здоровья. Детям о дыхании». Конспект открытого интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши лёгкие и система дыхания».
Цель: формирование у детей представлений о здоровье; объяснить детям, как работает система дыхания.
Задачи:
- расширять представления детей старшего дошкольного возраста о здоровье;
- формировать у детей представление о строении дыхательной системы;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
- продолжать формирование способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия.
Образовательные области: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация».
Планируемые результаты:
- у детей расширяется представление об их здоровье;
- дети знают, как работает система органов дыхания;
- дети начинают понимать, что для дыхания нам нужен чистый воздух, видя результат на визуальных наблюдениях и экспериментов.
Предварительная работа: изготовление макета лёгких, микроскопа, микробов и макет, возгорающийся свалки. Изготовление картинок: здорового и не здорового легкого.
Материалы и оборудование: Плакат дыхательной системы; макет лёгких; макет, возгорающийся свалки; микроскоп из бросовых материалов; картинки микробов; дыхательные тренажеры «Аэробол - парящий шарик», для развития дыхания у детей; пульверизатор и чёрная краска.
Ход занятия:
Проветривание помещения, влажная уборка.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое здоровье?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы понимаете, что значит быть здоровым?
Дети: Не болеть, хорошо спать, кушать и т. д.
Воспитатель: Верно, это когда не болеешь, хорошо кушаешь и растешь, когда хорошее настроение, гуляешь на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать. Ребята, а скажите, для чего надо гулять на улице?
Дети: Чтобы дышать свежим воздухом.
Воспитатель: А зачем нам воздух?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что всему живому на планете нужен воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы дышать воздухом, в организме человека есть специальные органы. Ребята, вы знаете какие это органы?
Дети: (нос, рот, легкие и т. д.)
Воспитатель: Да! Работа всех этих органов связана между собой и называются системой дыхания.
Воспитатель: Ребята, давайте мы вместе с вами посмотрим работу нашей системы дыхания (общая схема дыхательной системы, приложение №1).
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Ветер дует»
Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко - (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,
Я подую низко - (руки перед собой, присесть, и подуть,
Я подую далеко - (руки перед собой, наклон вперед, подуть,
Я подую близко - (руки положить на грудь и подуть на них).
Воспитатель: Вместе с нами работают органы системы дыхания. Нос работает? А рот работает? (Ответы детей). Легкие тоже работают, их у нас два – левое и правое. Лёгкие находятся в грудной клетке, которая защищает их от ударов. Когда мы вдыхаем, воздух попадает в легкое, и оно увеличивается. А когда мы выдыхаем, легкое становится меньше. Давайте вместе с вами посмотрим и попробуем на нашем макете, как это происходит (Дети работают с макетом легких, приложение №2).
Воспитатель: Ребята, как работает лёгкое, мы посмотрели с вами. Интересно, через что попадает воздух в лёгкое? (через нос, рот, гортань и т. д.). А чем лучше дышать носом или ртом? (носом). А почему?
(Рассуждения детей).
Воспитатель: Правильно, когда воздух проходит через нос он согревается; волосинки, которые находятся в носу, задерживают различные вирусы, микробы и бактерии; а еще, нос первым сообщает о загрязнённом для дыхания воздухе.
Воспитатель: Ребята, если мы стоим возле заведённой машины, мы чувствуем какой-то запах?
Дети: Да (ответы детей).
Воспитатель: Хорошо. А зимой, когда мы идём по улице, и у всех топятся печи, мы что-то чувствуем в воздухе?
Дети: Да (ответы детей).
Воспитатель: Всё правильно, ведь наш нос, никогда нас не подводит. Когда мы чувствуем не приятный запах, к нам в организм вместе с воздухом попадают вредные частички, которые остаются в наших лёгких. Ребята, давайте обратим внимание на наш макет свалки (дети рассматривают макет, приложение №3). И вместе с вами порассуждаем, что там происходит.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно! На нашей свалке происходит возгорание. Загорается мусор и в воздух попадают вредные частички, которые, в результате и осядут в наших лёгких. Ребята, если бы мы сейчас с вами находились на свалки или в её близи, и дышали этим воздухом – вот что бы было с нашими лёгкими (показываем детям эксперимент по загрязненным лёгким).
Воспитатель: А что может произойти, если воздух проходит через рот?
(Рассуждения детей).
Воспитатель: Ребята, когда воздух проходит через рот, различные вирусы, микробы и бактерии попадают к нам в организм. А так же, микробы попадают в наш организм через грязные руки.
Воспитатель: Учёные изобрели замечательный прибор. Называется он микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть, то, что мы никогда не видим. Направишь такое стекло на грязные руки и, о, ужас. Что это? Самые незаметные существа собрались на грязных ладонях. Посмотрим ребята, что у вас на руках.
Под микроскопом рассматриваем руки, приложение №4.
Микробы бывают разные
Ужасные, опасные
Страшные и грязные
Корявые, упрямые
Противные, заразные
Такие безобразные.
Рассматриваем иллюстрации, на которых изображены микробы, приложение №5.
Воспитатель: От игры или от работы руки становятся грязными. И ничего тут нет страшного. На то они и руки. Страшно, когда дети привыкают к грязным рукам и не моют их вовсе. Ребята, зачем нужно мыть руки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, у нас на руках находится много микробов, которые могут попасть в наш организм, через рот или нос. Ребята, обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Так, а что мы ещё сегодня узнали с вами?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы узнали, что воздух попадает в наш организм, через органы дыхания : нос, рот, а потом в лёгкие. При вдохе, лёгкие увеличиваются, а при выдохе уменьшаются. Дайте, мы с вами сейчас потренируем наши лёгкие, ведь правильное дыхание, это так важно.
Игра дыхательный тренажер «Аэробол – парящий шарик»,приложение №6.
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас замечательно получилось! А вы запомнили, что через органы дыхания нос и рот, в организм так же могут попасть различные вирусы и микробы. Ребята, что нам нужно делать, чтобы сберечь наше здоровье и систему дыхания?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно! Мыть руки; чаще гулять на свежем воздухе; заниматься спортом; закаляться; тренировать лёгкие; чаще проветривать помещения и делать влажную уборку; не стоять вблизи заведённой машины; следует избегать нахождения рядом с горящей свалкой. Молодцы ребята, вы все сегодня замечательно работали на занятии! Спасибо!