Наталья Федорина
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи за первое полугодие в старшей группе «Проказы бабушки Яги»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Проказы бабушки Яги»
Цель:
Выявить полученные знания, представления, умения,
которые дети получили в 1-2 квартале.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи за первое полугодие в старшей группе „Проказы бабушки Яги“» размещена в разделах
Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, развивать инициативность и умение работать в группах.
Развивающие задачи :
Формировать умение обобщать, классифицировать; расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх; развивать пространственные представления.
Образовательные:
Упражнять в делении слова на слоги, в умении различать звуки и называть их, в составлении предложений, в подборе обобщающих слов; упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Педагогические технологии:
- игровые и здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Методы и приемы:
- словесный (объяснение, пояснение);
- наглядный (рассматривание, демонстрация);
- игровой (воображаемая ситуация);
- практический метод (рисование карты, выполнение заданий)
Оборудование:
мультимедийное, фрагмент мультфильма «Баба-Яга :Школа на курьих ножках», слайды с заданиями, предметные карточки для задания «Раздели на слоги», карточки на обобщение предметов, листы бумаги, простые карандаши, цветы красного, зеленого и синего цветов для «звуковой» полянки, 3 обруча – кочки и материал для оформления «озера».
Словарная работа: ориентироваться, символы.
Форма занятия : групповая форма работы, подгрупповая.
Предварительная работа: Дидактические игры, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок.
Краткий ход педагогического мероприятия с детьми:
1. Организационный момент
2. Постановка проблемы (поиск пропавших ключей).
3. Продуктивная деятельность детей (рисование копий карты по памяти).
4. Решение проблемы через игровые ситуации на развитие речи,
воображения, фантазии, логического мышления.
5. Рефлексия
Планируемый результат:
- повышение речевой и познавательной активности у детей;
- расширение словарного запаса детей;
-активизация детей в проявлении самостоятельности
при выполнении заданий.
Свободная деятельность детей. Включается звук колокольчика.
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за звук? Кто догадался? Да, это звук колокольчика. Где, когда, используются колокольчики, колокола? (Ответы детей) А еще раньше колокольчики были во всех школах, они приглашали ребят, школьников, на урок или переменку. А вы что-нибудь знаете о школе? Хотите посмотреть, как учатся звери в лесной школе? Тогда присаживайтесь на стульчики.
Дети смотрят фрагмент развивающего мультфильма «Баба-Яга:Школа на курьих ножках».
Воспитатель: Вот так неприятная история! Ребята, что случилось в лесу?
(Ответы детей). Что нужно сделать зверятам, чтобы попасть в школу? (ответы детей) Как вы думаете, трудно искать ключи в лесу? Почему?
Кому из вас хотелось бы попробовать найти эти ключи?
- Что помогает человеку ориентироваться в лесу или в незнакомом месте? (Ответы детей). Правильно, но карту надо уметь читать, т. е. уметь ориентироваться по карте.
СЛАЙД 1. КАРТА
Воспитатель: Посмотрите на слайд. Что это? Да, это карта сказочного леса.
Воспитатель: Сколько всего ключей надо найти? На карте отмечены места, где находятся потерянные ключи. Назовите эти места. Как вы думаете, откуда надо начинать поиск? Как вы догадались? Давайте уточним, как расположены на карте места с ключами ( дети проводят ориентировку по карте: правый верхний угол, правый нижний угол и тд., называя местоположение ключей). Какими символами (условными обозначениями) можно изобразить пруд (круг? Пенек (квадрат? Полянку? (овал, Елку? (треугольник).
Воспитатель: У вас у каждого лежит чистый листок и карандаш. Предлагаю сделать копию карты, но отметьте только те места, где находятся ключи. Запомнили их?
Воспитатель выключает экран, дети по памяти рисуют карту.
Воспитатель проверяет правильность выполнения, спрашивая детей по очереди. Затем предлагает сравнить с картой.
СЛАЙД 2. «Мостик» Задание «Подбери нужное слово»
Воспитатель: Итак, мы должны пройти через мостик. Пройти его может тот, кто подберет нужное слово.
1. Зима, весна, осень, лето — это …
Понедельник, вторник, среда — это …
Январь, февраль, март — это…
Утро, день, вечер, ночь — это…
Врач, учитель, строитель — это…
Плавание, футбол, гимнастика — это…
Квадрат, круг, овал — это…
Окунь, ерш, карась — это…
Снегирь, синица, воробей — это…
Тополь, дуб, осина — это…
Татьяна, Мария, Анна — это…
Андрей, Иван, Михаил — это…
Россия, Франция, Германия — это…
Воспитатель: Молодцы, всем удалось выполнить задание и перейти мостик. Вы получаете 1 –ый ключ.
СЛАЙД 3. «Ключ»
Воспитатель: Кто помнит, куда дальше мы должны отправиться?
(к дереву)
СЛАЙД 4. Задание «Назови сказку»
Воспитатель: Это, ребята, Книга сказок. Сказки в ней все перепутались. Чтобы 2-й ключик нам достать, нужно назвать сказку и найти лишнего героя.
Выполнение задания детьми.
СЛАЙД 5. «Ключ»
Воспитатель: Ребята, подсказывайте, куда дальше мы должны идти? Правильно, к пруду с лягушатами. Кто знает, как называются дорожки в лесу?
СЛАЙД 6. Задание «Раздели слова на слоги»
- Выходите, становитесь на тропинку, пойдем к пруду.
Дети строятся на «тропинку» из массажных кругов и проходят к «озеру».
Физминутка «Лягушата»
Чтоб осанку сохранять,
Спинку мы должны держать.
Мы про это твердо знаем,
Никогда не забываем.
Вправо-скок, влево- скок,
И потерли ушки,
Мы теперь не дети, мы теперь лягушки.
На болоте две лягушки, две веселые подружки
Утром умываются, Чисто вытираются,
Влево – вправо наклоняются,
Зарядкой занимаются.
Воспитатель: Посмотрите, на кочках лежат карточки. Что за задание приготовили лягушата? Нужно разделить слова на слоги. 1- команде нужно выбрать все карточки, в названии предметов которых 3 слога, 2-ой команде – где 2 слога, а 3- ей команде – где всего один слог. Чья команда выполнит задание – поднимите руку.
Дети выполняют задание, затем, озвучивают свое решение.
Воспитатель: Посмотрите, совсем близко от нас цветочная полянка. Заглянем туда?
Задание «Подбери звук», «Придумай предложение»
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая и необычная! А вы догадались, что необычного в этой полянке? Да, действительно, цветы всего 3-х цветов. Каких? Вам что-нибудь это напоминает? Что вы знаете о звуках? (ответы детей) Возьмите каждый по одному цветочку. Какой звук обозначаем красным цветом? Какой- зеленым? Какой – синим?
Детям предлагается назвать любой звук, соответствующий цвету.
Воспитатель: Посмотрите на полянку. Под цветочками лежат карточки (сюжетные картинки). Возьмите по одной карточке и потихонечку возвращайтесь на свои места. Присаживайтесь, не забывайте о своей осанке. Посмотрите внимательно на свои картинки. Они помогут вам составить по одному красивому предложению.
Выполнение задания детьми. Воспитатель собирает сюжетные картинки.
СЛАЙД 7 «2 Ключа»
Воспитатель: Какие вы молодцы! Как вы думаете, мы везде побывали, все ключи собрали? Посмотрите на свои карты. Где мы еще не были? Правильно, последний ключ остался на елочке.
Слайд 8. Задание «Разложи карточки на группы»
Мудрая сова хочет узнать, какие вы дружные ребята. Поэтому приготовила для вас задание, которое вам надо выполнить совместно. На тарелочке находятся карточки, которые нужно разделить на группы по их общим признакам.
Дети выполняют задание, затем объясняют свое решение.
Слайд 8. «Все ключи»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все ключи собраны. А это значит, что все испытания вы выдержали. Что помогло вам справиться со всеми заданиями? Где пригодятся ваши знания? Какие задания вам хотелось бы пройти еще раз? Я благодарю вас за наше путешествие.