Наталья Филиппова
Конспект интегрированного занятия «Поверья русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Тема: «Поверья русского народа»
Старший дошкольный возраст.
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ Д/С «ТЕРЕМОК», МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ. НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙОНА ПО ТЕМЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ» ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПСИХОЛОГОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Подготовила
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Поверья русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Филиппова Наталья Болеславовна
Цель: Предупреждение детских страхов.
Задачи:
Воспитательные
Воспитание нравственно-волевых качеств, формирование уверенности в себе.
Способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать.
Воспитывать положительные черты характера (доброжелательность, вежливость)
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в группе.
Обучающие
Познакомить с древнерусскими верованиями. Показать трансформацию их в сказки.
Активизация и обогащение словарного запаса(«полевой», «плутать по лесу», «подпол», «водяной», «поверья народа»)
Закрепление навыков работы с бумагой. (наклеивание объёмных форм, составление многоплановой композиции)
Разивающие
Развитие музыкального слуха, внимания, памяти.
Развитие координации движений в сочетании со словом и музыкой.
Развивать правильный речевой вдох и выдох.
Методические приё мы:
Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
Словесные (беседа, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
Игровые (пальчиковые игры, игры с правилами);
Практические (логоритмические упражнения, сюрпризный момент,);.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, частая смена видов деятельности, подвижные игры.
Оборудование: стилизованный уголок «русского быта», мольберт, картинки с изображением сказочных персонажей, цветные клубочки, русские платки, материал для аппликации (клей, кисточки, бумага, салфетки, фортепиано, муз. центр, экран, мультимедийный проектор, компьютер, подушки по количеству детей.
Предварительная работа: Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», коллективная аппликация «Весёлая полянка», разучивание песни о Бабе Яге и хоровода «Вербочка».(р. н. м.)
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГ. МОМЕНТ: Дети входят в зал, здороваются с гостями. Ребята, сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу.
Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои давних преданий явились ко мне
Собрались все вместе за дружным столом
И рассказали о чём-то своём…
Хотите знать, что они мне рассказали? Тогда приглашаю вас пройти в мою светлицу поработать, да повеселиться, (дети проходят в уголок русского быта, садятся.)
Давно это было… Не было ещё ни телевизора, ни телефона, а людям хотелось дружить, узнавать новости. Вот и стали они по вечерам собираться в большой избе и проводить время за рукоделием. (Предложить девочкам накинуть на плечи расписные платки). Кто шьёт, кто прядёт, кто ложки, и плошки из дерева вытачивает. То песню запоют, то шуткой перебросятся. Как говорится в русской пословице : «От скуки – бери дело в руки». Вот и я буду песню запевать, а вы в клубочки ниточки мотать. Берите клубочки, а я возьму прялку да веретено.
Р. н. п. «Прялица» обр Т. Ломовой.
Упражнение «Смотай клубочек»
А теперь становись, народ в хоровод.
Хоровод «Вербочка» (cадятся).
(Хоровод помогает установить контакт между участниками, развивает певческие навыки, воспитывает нравственные качества).
Любили на таких посиделках делиться секретами, рассказывать сказки и страшные истории про чудеса, про нечистую силу. А каких сказочных персонажей вы знаете? (ответы детей) Всем вам известны такие персонажи сказок как Леший, Водяной… Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много столетий назад считали, что они существуют на самом деле. Все верили, что каждый из этих духов бережёт и охраняет то место, где живёт. Защищает людей от разных бед и поступков. Давайте посмотрим, какими себе представляли люди этих духов. [ 1 ]
Рисунок 1 ДОМОВОЙ
Вот например Домовой. (рис. 1) Считалось, что он прячется в доме под печкой, в подполе, а то и на чердаке. Он помогает хозяевам дома в работе, в лечении болезней. Помогает найти пропажу, оберегает от злых людей и плохих поступков.
Рисунок 2 ЛЕШИЙ
Как вы думаете кто это? (рис. 2) За шум в лесу Леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не выпустит. А вот за бережное отношение людей к природе наградит грибами, ягодами и удачной охотой.
Рисунок 3 ПОЛЕВОЙ
Как вы думаете, где живёт этот персонаж (рис. 3) Обратить внимание на колоски. Это Полевой. Он царствует на полях. Бережёт урожай, чтобы люди могли испечь хлеб, пироги.
Рисунок 4 ВОДЯНОЙ
А этого духа вы наверняка все узнали. (рис. 4) Водяной с русалками живёт на дне озера, реки или моря. Он награждает людей знатным уловом. Но тем рыбакам, которые ведут себя не подобающе – засоряет водоемы, он может занести в сети вместо рыбы тину и мусор. Водяного люди считали самым весёлым духом. Они думали, если на озере неспокойно, значит, Водяной с русалками играет или пляшет. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра малой подвижности «Жмурки с Водяным»
(направлена на преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Слова пропеваются на мелодию р. н. п.)
А теперь отгадайте загадку: Курьи ножки у избушки
А в избе живёт старушка
Пол метлою подметает
В ступе над землёй летает.
1. Где живёт Баба Яга? (далее Б-Я) Согласно сказкам Б-Я живёт в густой непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках.
2. Как она передвигается? Кто её помощники? (слугами у неё считали змей, лягушек, ворона, чёрного кота) Например Кот-Баюн, который своим мурлыканьем напускает колдовской сон.
3. А какая она? (ответы детей) Обычно Б-Я изображают мерзкой, злой, жестокой старухой. Но, подумайте, всегда ли она такая (ответы детей) В волшебных сказках разные образы БЯ. Яга-повелительница сил природы и животного мира; Яга – дарительница («Вот тебе донце – золотое веретёнце, потянется нитка не простая, а золотая», Яга – советчица: она любит указывать, к кому обратиться за помощью («ступай по тропинке); А ещё она любит давать вредные советы. Давайте вспомним один из них.
Логоритмическое упражнение «Вредные советы» сл. Г. Остера.
Раз, два, три, четыре! (Ритмичные хлопки в ладоши)
Разбросай по всей квартире (движение прямых рук вправо-влево)
Погремушки, (потрясти указ. пальцами)
Колотушки, (Сжать руки в кулаки, постучать)
И игрушки, (фонарики)
И катушки («вертушка перед собой»)
Раз, два, три, четыре, пять (ритмичные хлопки)
И не вздумай убирать! (грозят пальцем)
Мама будет очень рада… (обхватить себя руками)
А не верите - (раскрыть руки вперёд)
Не надо! (махнуть рукой и отвернуться)
Сейчас мы с вами посмотрим, как по-разному народ представляет сказочную Бабу Ягу.
(Дети рассаживаются на подушки у экрана)
Просмотр слайдов с изображением Б-Я с разным «характером». (Приложение1видеопрезентация)
Музыкальное сопровождение «Баба Яга» муз. П. И. Чайковского.
Какой здесь вы увидели Бабу Ягу? Она, то злая, то добрая и очень любит вежливость. Если добрый молодец вежливо к ней обратиться, она его и напоит, и накормит, и путь укажет куда надобно. А почему она всё же бывает очень злой? (ответы детей) Она живёт в дремучем лесу. У неё нет друзей. А мы можем ей помочь. Давайте сделаем доброе дело – построим ей избушку на весёлой полянке. Тогда к ней будут приходить гости, и она всегда будет добрая.
Переходим к столам, где приготовлено оборудование для аппликации.
Давайте сначала согреем пальчики, ведь в лесу прохладно.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке
Бежали, бежали, друг друга повстречали
Так друг друга обнимали – (3 раза)
Еле – еле их разняли.
Рисунок 5 «Построим избушку на весёлой полянке»
Приступаем к работе: Размещаем брёвнышки на панно «Полянка» (предварительная работа) Куда мы будем ставить домик? (передний план, сбоку или по центру? Индивидуальная помощь.)
Сюрпризный момент: Появляется Б Я (кукла на метле)
Б-Я: Чую, чую людским духом пахнет…Вы зачем сюда пришли? (ответы детей)
Рисунок 6 Новая избушка (коллективная аппликация)
Б-Я благодарит детей и предлагает поиграть с ней.
Песня – игра «Баба Яга» муз. и слова Т. Морозовой.
Рисунок 7 «Не боимся мы тебя. Выходи скорей гулять Будем петь и танцевать»
ИТОГ: Ребята, вам понравилась встреча с Б-Я? А кого ещё из персонажей сказок вы сегодня узнали? А какое доброе дело вы сегодня сделали? А вам приятно было совершать добро? От добрых поступков и на душе радостно.
К солнцу руки протянули
Лучик взяли, к сердцу прижали.
Людям отдали и улыбнулись.