Ольга Рытикова
«Покормите птиц зимой!» Конспект занятия
▼ Скачать
Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.
Публикация «„Покормите птиц зимой!“ Конспект занятия» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, разучивание детьми стихов, инсценировок, подборка книг для выставки.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
2. Введение в тему
А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а
зимующие – могут?
Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения. Воспитатель выставляет модели.)
Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь (модель – небо).
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев (модель с изображением насекомого).
Трава увядает (модель – трава).
Вода в водоёмах, реках замерзает (модель – капелька).
Почва покрывается снегом (модели – почва и снег).
Тепла становится все меньше и меньше (модель – солнце).
3. Беседа о птицах зимой
А) Игра «Отгадай загадку»
Воспитатель:
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Б) Беседа о внешнем виде птиц
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев).
-А для чего птицам нужны перья?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?
(ОРНИТОЛОГ)
Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.
В) Беседа об образе жизни птиц в зимний период
Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
-Как мы можем помочь птицам?
-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)
Инсценировка отрывка по произведению В. Бианки “Синичкин календарь. Февраль”.
“Зинь- зинь- зинь!” – запела синичка. “Рано, пташечка, поешь”, – сказал ей старый воробей. – Смотри, сколько еще морозу будет. Еще наплачешься”. “Ну, да”, – не поверила синичка. Вдруг зашипело вокруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, снег завился – началась пурга. Синичка присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвёт её с ветки, перья ерошит и леденит под ними сердце. (Дети высказывают свои предположения.)
-В старину февраль ещё называли “снеговеем”. В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека.
Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.
Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.
О чём они просят?
Дети читают стихи.
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
Как птице перезимовать? Никита
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными : Сергей А.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной: Алеша
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам, Елена
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны Юра
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети! Аня
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя, Валерия
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
- Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц?
Проводится награждение победителей грамотами.
4. Физкультминутка
Игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
5. Дидактическая игра на закрепление
- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
Проводится игра “Узнай птиц по голосу”.
(Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)
6. Подвешивание кормушек на участке детского сада.
- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
- Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается.
В игре участвует 4-6 человек.
- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
7 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
8 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
-Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, позже мы почитаем их. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на игровой площадке.
7. Итог
-Чем мы занимались сегодня? О чем говорили?
-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
Использованная литература:
1. Беляков И. В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.
2. Землянова О. В., Козлова Н. Б., Патрушева Л. И., Носова М. Н., Гарьюнг С. Г., Погудина Н. А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.
3. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М., 2005.