Наталья Сидоренко
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Описательный рассказ о диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей составлять описательный рассказ о диких животных,
формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.
Программные задачи:
Обучающие:
развитие умения работать с мнемотаблицами.
учить замечать образные слова и выражения, ритм и рифму стихотворной речи.
закрепить знания детей, о зимних признаках в процессе рассматривания иллюстраций.
закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Конспекты по развитию речи
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
знакомить детей с образом жизни диких животных, их повадками.
обучать детей составлению описательного рассказа.
учить их давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текстов.
формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
содиалогическую форму речи детей.
Развивающие :
развивать образное и логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память детей.
развивать поэтический слух;
развивать познавательный интерес и речь;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, внимание;
развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность
Воспитательные:
учить детей доброте, отзывчивости, умению активно переживать за того, кто попал в беду, стремиться его выручить. Воспитывать любознательность.
воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать необходимость ее сохранения.
воспитывать интерес к художественным произведениям;
воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;
помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие
Демонстрационный материал: картинки диких животных, мнемосхема по стихотворению, мнемотаблицы к составлению рассказа о волке, лисы, медведя, зайца, мяч, следы животных, картинки домиков животных, игра «угадай, чей хвост?»
Предварительная работа: беседа о времени года, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.
Используемые методы и приемы : рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, динамическая пауза, дыхательная гимнастика, подведение итогов.
Ход деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?
Предполагаемые ответы детей: Хорошее.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. И поэтому я назову вас ласково: Сядет на стульчик Ванечка, Максимушка, Настенька и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы будем искать клад, двигаясь по маршруту карты.
Нас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. Итак, с чего мы начинаем наше путешествие?
Задание 1. «Загадки»
На столе лежат коробочки, в которых лежит ответ на загадку.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Этот злой и серый хищник
По лесам упорно рыщет.
Он охотник знаменитый,
Только в сказках был он битый. (Волк)
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!
(лиса)
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с задачей. Отгадали все загадки.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
На доске появились картинки диких животных.
- Ребята, давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен?
Предполагаемые ответы детей: Это дикие животные.
Воспитатель: А почему же они называются дикими?
Предполагаемые ответы детей: Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами о себе заботятся.
Воспитатель: Правильно! Чем дикие животные отличаются друг от друга?
Предполагаемые ответы детей: Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т. д. Шерсть у них разного цвета и т. д.
Воспитатель: Чем они похожи?
Предполагаемые ответы детей: Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т. д. Их тела покрыты шерстью. А у ежа тело покрыто иглами.
Задание 2. Д / и «Чей домик?»
Воспитатель: А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя?
Предполагаемый ответ детей: Берлога.
Воспитатель: Волка?
Предполагаемый ответ детей: Логово.
Воспитатель: Лисы?
Предполагаемые ответы детей: Нора.
Воспитатель: Ежа?
Предполагаемый ответ детей: Нора.
Воспитатель: Белки?
Предполагаемый ответ детей: Дупло.
Воспитатель: А где живет заяц?
Предполагаемый ответ детей: Под кустиком.
Воспитатель: Молодцы! У каждого животного теплая шерсть и в своих жилищах им тепло и уютно. А знаете ли вы, чем дикие животные питаются?
Задание 3. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Воспитатель: Ребята, прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным животным.
Предполагаемые ответы детей: Травоядные: заяц (ест траву, кору деревьев, белка (ест орехи, грибы, лось (ест траву, кору деревьев, ветки, сено).
Воспитатель: А к хищникам?
Предполагаемые ответы детей: Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).
Задание 4. Дидактическая игра «Чей малыш?»
Ребята, давайте вспомним детенышей диких животных.
Предполагаемые ответы детей: у медведя- медвежонок, у лисы- лисенок, у зайца- зайчонок, у волка- волчонок и т. д.
Задание 5. Карточки для индивидуальной работы.
Для детей среднего возраста Д/и «Чей хвост»
Дети старшего возраста выполняют задание «Чьи следы»
«Спортсмены» Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И по кругу побежали.
Задание 6. «Опиши дикое животное».
Воспитатель: давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он с помощью схемы (выставляет мнемотаблицу Заяц, Волк, медведь, Лиса).
Дети. Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».
Воспитатель: Правильно, отправляемся на следующую станцию.
Задание 7. «Стихотворная»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная станция. Ой, а тут какая то записка.
Просмотр мнемотаблицы к стихотворению.
Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это зашифрованное стихотворение. Попробуем разгадать шифр. Что обозначают эти картинки?
Одновременное чтение стихотворения и показ по мнемотаблице.
Воспитатель: Сейчас я вам прочту стихотворение и покажу картинки, вы смотрите и запоминайте.
Стихотворение «Снежок» З. Александрова
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! - Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух
Совместное рассказывание с детьми.
Воспитатель: А сейчас попробуем рассказать вместе со мной по картинкам.
Самостоятельное рассказывание детей.
Задание 8. Дидактическое упражнение «Красивые слова»
Воспитатель: Дикие животные хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду бросать мяч и называть дикое животное (волк, медведица, бельчонок, лиса, ежонок, лось и т. д., а вы должны придумать, какое это животное? ( показывает образец: «Заяц – заяц трусливый")
Я - медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
Я - лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
Я - волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;
Я - заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;
Я - ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я - белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я - лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я - рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Теперь пора открыть подарок, в котором лежат золотые монеты (шоколадные).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Рефлексия:
Молодцы ребята, у нас получилось интересное путешествие. Ребята, а что мы сегодня делали? Все ли у нас получилось? Что вам понравилось? Молодцы! Выберите смайлик, который отражает ваше настроение.