Гиляна Энчеева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности «Весна в степи».
Цель:
• Развивать связную речь;
• Расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
• Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны в степи;
• Закрепить навыки словообразования и словоизменения:
- образование существительных в уменьшительно- ласкательной форме;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности „Весна в степи“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
- изменение существительных в Р. п, В. п. ;
- изменение существительных в ед. и мн. ч;
- согласовывать числительные с существительными;
• Упражнять в умении подбирать слова - антонимы;
• Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа и синтеза;
• Развивать связную речь;
• Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• Познакомить детей с особенностями природных условий степи;
• Развить у детей способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.
Коррекционно-развивающие задачи :
• Совершенствовать фонематическое восприятие;
• Упражнять в правильном дыхании;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Развить у детей способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к природе родного края;
• Воспитывать контроль за собственной речью;
• Воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
Оборудование: презентация, аудиозапись звуков весенней степи, воздушные шары синего цвета и один шарик в виде солнца, шарики су- джок, мяч. Для опыта: емкость с землей, корни травы и саженца дерева, лейка с водой.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Л: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте поздороваемся с ними.
Дети приветствуют гостей. Потом дети встают в круг, берутся за руки и выполняют действия по тексту:
«Мы все дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться - мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!»
Л: Молодцы, ребята! Вы дружные ребята! А сейчас я вам прочту стихотворение, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии.
Автор Раиса Шурганова
1Благословила степь слепым дождём,
На счастье долгожданная весна.
Теперь в любом побеге молодом,
С надеждой к солнцу тянется она!
2Степь ожила! На шёлке юных трав
Тюльпанов ярких разожгла огни.
Воистину гостеприимный нрав,
У матушки-степи в такие дни!
3Весна моя! О, как ты хороша!
Лучится добротою дивный взор.
Апрельский ветер, ласково дыша,
Над степью руки-крылья распростёр!
4О, аромат полынный! До конца
Я постигаю главные слова:
К добру и свету тянутся сердца,
Как будто к солнцу вешняя трава!
II. Основная часть.
Тема нашего занятия : «Весна в калмыцкой степи».
Л: А хотите отправиться в степь и полюбоваться, как пробуждается степь весной? (Слайд №1)
Л: Ребята, а давайте вспомним, какой бывает наша степь весной?
Д: - Тает снег. (Слайд №2)
- Журчат ручьи (бегут звонкие ручьи) (Слайд №3)
- Солнце светит ярче, греет сильнее. (Слайд №4)
- Ветер становится теплее. (Слайд №5)
- Травка зеленеет. (Слайд №6)
- Появляются первые цветы - подснежники. (Слайд №7)
- В начале весны бывают туманы. (Слайд №8)
- Деревья тоже начинают оживать после зимы. На ветках набухают почки, которые превратятся потом в листочки. (Слайд №9)
- Редко идут дожди. (Слайд №10)
- Птицы возвращаются из теплых краев, вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов. (Слайд №11)
- Ежи, змеи, лягушки и ящерицы просыпаются после зимней спячки. (Слайд №12)
- У домашних и диких животных появляются детеныши. (Слайд №13)
- В апреле распускаются тюльпаны. (Слайд №14)
- Люди надевают более легкую, весеннюю одежду.
Л: - А какой праздник мы не так давно отмечали?
Д: - Цаган сар! (Слайд №15)
Л: - Что это за праздник?
Д: - Цаган сар- это праздник наступления весны, пробуждения природы!
Л: - А как мы узнали о наступлении весны?
Д: - Суслик выполз из своей норки и громко свистнул! (Слайд №16)
Раздается громкий свист. На экране появляется Суслик. (Слайд №17)
- «Мендвт (Здравствуйте, ребята! Рад встрече с вами. Я хочу попросить вас помочь разогнать все тучки на небе, потому что из-за них не видно солнышка. Весна не может полностью вступить в свои права, без главной своей помощницы. Это все проказы Зимы, которая никак не хочет уступить место Весне. Для того, чтобы разогнать тучки, вам нужно выполнить задания. Задания написаны на тучках. Надеюсь на вас, друзья!»
Л: Ну что, готовы помочь суслику?
Тогда идем к первой тучке.
Тучка 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «История веселого язычка» (Слайд №18)
Жил - был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. Погода была прекрасная. Ярко светило солнышко (Варенье, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (Цокать языком). Язычок решил отправиться на прогулку в степь. Дул легкий ветерок: ш-ш-ш-ш-ш. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело чирикали воробьи: «чик-чирик, чик- чирик». Вокруг всё пело и оживало. Вскоре тропинка привела язычка на чудесную полянку (Лопатка). Сел язычок на камень (Грибок) и огляделся (Часики). На поляне расцвело много подснежников и тюльпанов. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. (Дыхательное упражнение «Цветочек». Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза. Логопед следит за правильностью вдоха и выдоха). Шмель летал над цветами: з-з-з-з-з (звукоподражание). Жучки жжужали: ж-ж-ж-ж-ж (звукоподражание). Заскочил в норку сытый суслик. (Надуть щеки). Рядом проползла змея (Иголочка). Скоро тучи закрыли солнышко (Рот открыть, медленно закрывать. Тыльная сторона ладони под подбородок - создавать сопротивление, 5раз). Язычок поспешил вернуться домой.
Тучка 2. Л: Вспомните, как называются весенние месяцы?
- Давайте их назовём по порядку.
(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)
Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Тучка 3. Игра «Скажите наоборот» (подбор слов - антонимов)
(Слайд №19)
Зимой снег чистый, а весной - грязный.
Зимой дни холодные, а весной - теплые.
Зимой солнце тусклое, а весной - яркое.
Зимой погода часто пасмурная, а весной - ясная.
Зимой ветер холодный, а весной - теплый.
Зимой лед замерзает, а весной - тает.
Зимой некоторые животные засыпают, а весной - просыпаются.
Зимой дни короче, а весной - длиннее.
Тучка 4. Игра «Назови ласково»
Дети стоят в кругу. Игра проводится с мячом: ручей, облако, тюльпан,
дерево, трава, солнце, лист, почка, цветок, гнездо, туча, луч, ветер, воробей.
Тучка 5. Чистоговорки
Ла- ла- ла - весна в степь мою пришла.
Ша- ша- ша - степь весною хороша.
Со- со- со- солнце в небе высоко.
Ло- ло- ло- и на улице тепло.
Ра - ра - ра - раздеваться нам пора.
Ли- ли- ли - прилетели журавли.
Ты- ты- ты - расцвели в степи цветы.
Тучка 6. Су-Джок-терапия (Слайд № 20)
Логопед раздает детям шарики су-джок.
«Сказка про Ёжика»
В степи, в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони).
Ежик был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок).
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. (Катать шарик по ладони вперед- назад).
Через тропинку, по которой бежал Ежик, протекал ручеек. Ежик перепрыгнул через ручей. (Перекидывать шарик Су- Джок из одной руки в другую, несколько раз).
Тропинка, по которой бежал Ежик, стала извилистой. (Чертить шариком в руках линию в виде восьмерки).
Вдруг Ежик увидел на тропинке камешки. Он решил попрыгать по камешкам и посчитать их. Сделал прыжок- первый камень, второй, третий, четвертый, пятый, шестой… (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
Долго бежал Еж. (Катать шарик по ладони вперед- назад).
Вдруг он увидел поляну! Поляна была большая, красивая (Круговые движения шариком по ладони).
На поляне было много разных цветов: и подснежники, тюльпаны, ирисы, одуванчики и ромашки! Красиво! (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка).
Ежику очень понравилась поляна! Он полюбовался ею, отдохнул и отправился в обратный путь. (Катать шарик по ладони вперед- назад).
Ежик добрался до своего домика, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).
Тучка 7. Найди, где в словах спрятался заданный звук
Л: Ребята, где спрятался звук Р, в словах: ручей, проталина
Звук Л, в словах: тюльпан, листок, тепло
Звук Ж, в слове подснежник
Звук С, в словах: суслик, сосулька
Тучка 8. Игра «Что лишнее?»
Роза, подснежник, одуванчик, тюльпан
Мороз, снегопад, проталина, вьюга
Прилетают, вьют, выводят, улетают
Капель, сосульки, ручьи, снегопад
Тучка 9. Посчитай «1-5»
Тюльпан, подснежник, суслик, ручей, листок, ромашка, сосулька, проталина.
Тучка 10. Игра "Раздели слово на слоги"(Слайд № 21)
Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые вы увидите на экране (туча, подснежник, трава, солнце, ручей, облако, дерево, скворечник, почка, проталина.)
Тучка 11. Физ. минутка «Весна»
Весна, весна! Пришла весна! (Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла. (Короткие взмахи руками-крыльями)
Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег по кругу).
В степь весеннюю шагаем,
Ноги выше поднимаем. (Идут маршевым шагом).
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись.
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
Тучка 12. Опыт (Слайд № 22)
Л: Ребята, территория, на которой находится наша республика, называется степью. Посмотрите на картинку. Вспомните, когда вы ездили по республике, что больше растет в нашей степи : деревьев или травы?
Д: В степи травы растет больше, чем деревьев.
Л: Может быть стоит просто посадить их как можно больше и пусть растут и разрастаются? Стоит ли это делать в степи?
Дети строят предположения, если будет выдвинута версия о том, что деревья не выживут, т. к. они большие и им надо много воды, а в степи её мало, то можно приступить к опытно- экспериментальной части занятия. Если нет. То логопед сам предложит детям такой вариант, который можно подтвердить опытным путём.
Л: У нас мало бывает осадков. Зимой мало выпадает снега. Весной, осенью и летом редко идут дожди. Те осадки, которые выпадают, увлажняют почву лишь на поверхности. Корни травы короткие, находятся у поверхности почвы, где земля от дождя мокрая. Поэтому корни трав смогут напиться дождевой водой. Корни деревьев и кустов большие, уходят глубоко в почву, куда дождевая вода не доходит. Корни кустов и деревьев не смогут «напиться» этой водой, поэтому засохнут без дополнительного искусственного полива. (Слайд № 23)
Постановка задачи.
Л: Что нам нужно доказать в ходе опыта? Какова наша цель?
Д : Деревья не могут расти в степи, потому что там мало влаги (воды).
Л: С чем будут наши опыты, каков их главный компонент?
Д: Вода.
Дети подходят к столу.
Опыт.
Л: Вода в степи проливается в виде …
Д: Дождя и снега.
Л: Она впитывается куда?
Д: В землю (почву).
Л: Растения пьют воду с помощью чего?
Д: Корней.
Л: Значит, нам нужно полить землю и посмотреть, для каких корней её будет достаточно.
В горшок с сухой землёй выливается немного воды (поскольку осадки в степи редкие и быстро испаряются). Вода впитывается, после этого земля раскапывается лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропиталась земля.
Л: А у травы какой корешок? Как вы думаете, ей воды хватит? Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются.
Л: Вспомните, у деревьев - какие корни? Дойдёт ли до них дождевая вода?
Вывод: Деревья и кустарники расти в степи не могут, им не хватает влаги. Корни у деревьев глубоко в земле. Туда вода не доходит.
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Очистили небо от туч и солнышко вновь засияло в небе над степью! Какое задание вам больше всего понравилось? Суслик и все обитатели наших степей благодарны вам и передают вам свои подарки. (Конфетки - солнышко)