Оксана Юсупова
Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию детей 5–6 лет «Каждый ребенок имеет право на семью»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: воспитатель Юсупова О. В.
учитель-логопед Викторова М. Г.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется характер, укрепляются чувства собственного достоинства и уверенности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых: родителей, педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.
Для детей 5 - 6 лет это сложная тема. Поэтому мы решили начать работу с наиболее близких для них тем: «Право ребенка на имя»; «Право ребенка жить и воспитываться в семье».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Нами были проведены и оформлены консультации для родителей. Беседы с детьми о их правах и обязанностях. Д/игры по теме. Организованны выставки творческих работ «Моё имя», «Моя семья».
Итогом работы стало проведение интегрированного занятия «Каждый ребенок имеет право на семью».
Цель: способствовать развитию основ правовой культуры и нравственных представлений у детей.
Задачи:
Образовательные задачи:
*Формировать представления о правах ребёнка
*Дать первоначальные представления о семье, родственных отношениях (сын, мама, папа и тд.).
*Систематизировать знания детей о роли семьи в их жизни.
*Формировать представления о семейном благополучие и о защите прав ребенка членами его семьи.
*Закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
*Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
*Развивать творческие способности.
Коррекционные задачи:
*Расширить и активизировать словарный запас (благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права).
*Развивать речевое дыхание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
*Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений; образовывать уменьшительно - ласкательные формы имен существительных (мама – мамулечка и тд.)
Воспитательные задачи:
• Формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.
• Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
• Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям; желание заботиться о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.
В начале занятия дети с большим удовольствием посмотрели сказку «Как утята искали свою семью» с последующим обсуждением, в ходе которого познакомились с некоторыми правами и обязанностями – правом на жизнь в семье, на любовь и заботу со стороны взрослых.
Чтобы лучше понять и ощутить, что значит заботиться о ком-то, была проведена психогимнастика «Согрей птичку».
Далее дети прошли на выставку «Древо семьи», которую помогли оформить родители. Здесь, желающие ребята рассказали о своей семье, с помощью дидактических игр закрепили знания родственных отношений, поупражнялись в составлении сложноподчинённых предложений, образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
В конце детям было предложено нарисовать свою семью, красками, восковыми или цветными карандашами на выбор. Из готовых работ была оформлена выставка «Моя семья».
Значимым результатом стали результаты диагностики, которые показали, что:
• Дети имеют элементарные представление о некоторых правах и обязанностях ребёнка: право на семью, на имя.
• Проявляют активность, поддерживают беседу.
• Знают и стараются соблюдать элементарные нравственные нормы и правила. Проявляют чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход занятия:
1. Приветствие детей:
Здравствуй небо!
Здравствуй солнце!
Здравствуй вся моя земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: Ребята, приходя в детский сад, вы попадаете в дружную семью, в которой вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, читают, проводят занятия, помогают стать сильными и здоровыми. И вот таких хороших и таких пригожих я приглашаю поиграть.
Ты и Я. (речь с движениями)
Ты и я, ты и я, (дети указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе мы читаем, (делают «очки»)
Вместе мы играем, (прыгают на одной ноге)
И друзьям своим всегда мы помогаем (хлопаем в ладоши)
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Садятся на стулья
Воспитатель: Ребята назовите самых близких вам людей.
Дети: (мама, папа, брат, сестра, бабушки, дедушки)
Воспитатель: Как можно, одним словом назвать всех этих людей?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно ребята, одна большая, дружная семья. Вы наверно догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О семье.
Воспитатель: Каждый ребенок должен имеет семью. Получать заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать сказку, а про что сказка вы мне сами расскажете.
В одной деревне стоял маленький домик - сарайчик, в этом домике жили куры, свиньи, козы и коты. И была у них хозяйка, которую звали Нюша. Нюша любила их и ухаживала за своими питомцами.
И вот однажды Нюше подарили двух утят, они были желтые пушистые как солнышко. Нюша пришла в сарай и сказала утятам:
- Знакомьтесь это наша семья, вы обязательно подружитесь, и ушла.
Первые вышли поросята: - Вы совсем на нас не похожи, вы не розовые, у вас нет пяточка и хвостика крючком, поэтому в нашу семью вы не подходите.
Вторые подошли котята: - На нас вы тоже не похожи. У вас роскошная шубка как у нас, но нет усов, длинного хвоста и коготков, поэтому в нашу семью вы тоже не подходите
Третьи вышли козлята: - И на нас вы не похожи, у вас нет рожек и копытец, вы не наша семья.
И только курица-наседка подошла к утятам и ласково сказал: У вас есть клюв и крылья, значит вы птицы, но у вас на лапках перепонки, вы можете плавать, а мы плавать не умеем, однако каждый имеет право на семью, где их будут любить, растить и оберегать. Курица взяла их под крыло, где и другие птенцы пригрелись. Утята, сладко зевая под мамином крылышком почувствовали, как хорошо быть в семье. Папа Петух важно расхаживал вокруг своей семьи и охранял их сон.
А остальные животным стало стыдно и они долго не могли заснуть.
• Скажите, почему животным стало стыдно?
• Чтобы вы хотели изменить в сказке?
• Так о чём же эта сказка?
• Каждый имеет право на семью.
• А зачем человеку семья?
Воспитатель: Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. Чтобы ребенок вырос нужно много времени. (Показ иллюстрации младенца) Когда вы только родились, то были очень маленькими, не могли ни сидеть, ни ходить, и мама носила вас на руках, а если вам было холодно, страшно или хотелось, есть, вы плакали. И тогда мама и папа приходили на помощь. Вы быстро растёте. Уже умеете ходить, говорить, сами одеваетесь, рисуете, убираете игрушки. А родители всё равно о вас заботятся, помогают вам, вас учат быть добрыми, любить и ценить все, что вас окружает.
Психогимнастика «Согрей птичку».
Воспитатель: А давайте сейчас мы с вами попробуем почувствовать, как это приятно о ком - то заботиться.
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони и представьте, что вы держите маленького птенчика у себя в руках. Чтобы его согреть подышите в ладони, согревая своим ровным, спокойным дыханием (пауза). Прижмите его к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь посмотрите на вашего птенчика, согрелся ли он у вас? Выпустите птенчика на волю. Посмотрите, он полетел к своей семье. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому птенчику. Он согрелся и улетел.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Воспитатель: У каждого в семье есть родные и близкие нам люди.
• А кто же они, родные и близкие нам люди? (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра)
• Скажите кто вы для мамы, папы? (Дочка, сын)
• Для бабушки, дедушки? (Внук, внучка)
• А для брата, сестры? (Брат, сестра)
Воспитатель: Давайте разомнем руки и назовем всех членов семьи еще раз.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого).
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: – Отдохнули немного, я вас приглашаю сесть на стулья.
Я хочу показать вам очень необычное дерево, оно называется генеалогическое, по другому семейное дерево или дерево Жизни. Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и листья огромного человеческого дерева.
Рассматривание генеалогического дерева.
Воспитатель: Ребята посмотрите сюда, это обычное дерево или сказочное?
Дети: Нет необычное и не сказочное дерево.
Воспитатель: Рассмотрите его, что с деревом не так?
Дети: На дереве приклеены фотографии.
Воспитатель: вы узнаете, кто здесь изображен? (Фото семьи одного ребенка). Давайте посмотрим какой величины ветви вверху, а какие внизу?
Дети: Вверху – маленькие, а внизу – большие.
Воспитатель: Ребята ваша семья как это дерево и каждый член семьи словно ветви, чем больше ветвь, тем старше и мудрее наши бабушки и дедушки. А маленькие ветви – это вы дети, которые еще растут. Мы узнали, что это дерево Серёжи, иди Серёжа, расскажи о своей семье.
Рассказ ребенка.
Это я меня зовут …. Это моя мама ее зовут… Это мой папа его зовут… Это моя сестрёнка, её зовут… А еще у меня есть две бабушки и два дедушки их зовут … У нас очень дружная семья и я ее очень люблю.
Рассказы еще 2 – 3 детей.
Пальчиковая игра Семья.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью
Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята про какое право мы сегодня говорили?
Правильно каждый ребёнок в нашей стране имеет право на свою семью.
Я предлагаю вам нарисовать свою семью.