Галина Чукаева
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Капелька света» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представление детей об изобретении человека, об электричестве, о его безопасности и его значении в жизни человека.
Задачи: закрепить знания детей об истории возникновения электричества и электрической лампочки, подвести к пониманию для чего нужно человеку электричество, какое оно бывает.
. прививать детям навыки правильного, безопасного обращения с электричеством
и электрическими приборами.
. учить детей навыкам исследовательской деятельности.
. учить поддерживать диалог, составлять описательный рассказ.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Капелька света“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
. развивать мышление, любознательность.
. воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: иллюстрации, старинные предметы : керосиновая лампа, светец с лучиной и корытцем; свечи из воска, декоративные. различные электрические предметы: розетки, шнуры, вилки, лампочки, батарейки, схема включения электрической лампы; пластмассовые палочки по количеству детей, воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, крупа геркулес, бумажные снежинки небольшого размера.
Предварительная работа: чтение, загадки, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных передач, мультфильмов «Фиксики».
Словарная работа: светец, генератор.
Ход работы.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: А хотите узнать, далеко мы с вами отправимся? Отгадайте загадку.
«Чудеса на потолке,
Повисло солнце на шнуре» (лампочка)
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Я буду вашим экскурсоводом и познакомлю вас с историей возникновения лампочки. Перед вами выставка и называется она «Капелька света».
Воспитатель: Давным-давно на земле жили первобытные люди и не было электричества. Людям приходилось добывать огонь, чтобы разжечь костер.
- Как вы думаете, для чего им нужен был костер? (согреться, освещать жилище, приготовить пищу).
- Где жили первобытные люди? (в пещерах)
- А вы знаете, какими способами добывали огонь первобытные люди? (ждали грозу, которая ударит в дерево и от горящего дерева жгли костер)
- Правильно. Добыча огня- было делом трудным и опасным. Какой еще способ добычи огня вы знаете? (высекали огонь из камня)
-Правильно. Огонь у первобытных людей был основным источником света. Но чтобы осветить все уголки пещеры, люди стали переносить огонь в разные места с помощью палки.
- Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
-Удобно ли было пользоваться факелом? (опасно, его нужно держать в руках)
-Время шло, человек научился строить дома, и теперь освещать избу с помощью костра и факела было невозможно. И он стал использовать лучину. Это такая заостренная щепка. Лучину закрепляли в специальную подставку-светец. Под лучину ставили корыто с водой, чтобы туда падал пепел. Лучины в основном делали из березы.
- Много ли света было от лучины? (нет). Удобно ли было в использовании такое освещение? (нет, быстро сгорало, сильно коптило, было опасно)
- А потом человек придумал свечи. Знаете, как их делали? Расскажите (Делали из воска лепешки, посередине закладывали фитиль из ниток, скручивали колбаску, получалась свеча). Это изобретение используют и сегодня в торжественных случаях.
- Как вы думаете, чем неудобна свеча? (можно обжечься, дает мало света, легко гаснет от ветерка, может случиться пожар)
- Спустя много лет, человек научился добывать нефть и делать керосин. На смену пришла керосиновая лампа. (знакомство и рассматривание керосиновой лампы)
-Лампа состоит из металлического бака, в который заливают керосин, из широкого фитиля, опущенного в керосин, сверху надевают стеклянную колбу, чтобы не погас огонь.
-Удобна ли была керосиновая лампа для освещения? (нет, пахло керосином, могла лопнуть стеклянная колба, случиться пожар)
-Что объединяет все эти предметы? (дают свет)
-Они безопасны? (нет). Чем они опасны? (открытый огонь, можно обжечься, мог случиться пожар)
- Через много лет, когда появилось электричество, человек, изобрел электрическую лампочку. Электрические лампочки бывают разных форм, размера и цвета.
- Из чего сделана лампочка? (из стекла и металла)
- Теперь в наших домах много разных красивых светильников : на потолке, на стенах, на столе, на полу.
-Какие осветительные приборы есть у вас дома? (люстры, бра, торшеры, настольные лампы)
-Что же нужно, чтобы засветилась электрическая лампочка? (нужен эл. ток)
-Дети, вы хотите узнать, как работает электрическая лампочка (да)
-Я предлагаю всем пройти в лабораторию света. (на столе лежат батарейка, 2 провода, лампочка, выключатель, вилка, розетка)
-Какие предметы лежат на столе? (называют)
- У меня есть схема включения лампочки (схема) и собранная цепь. Свет приходит к лампочке по проводам от батарейки. Батарейка, в данном случае, является генератором, производящим электрический ток в малых количествах. По этой схеме работают все ваши заводные игрушки (машинки, мишки, куклы и т. д.) Это не опасное электричество, и если его поймать, можно с ним поиграть.
-Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловить электричество.
-Закрыть глаза. 1,2,3,4,5 хотим волшебниками стать. Открываем глаза, оказались в волшебной стране, попробуем сделать предметы волшебными.
Опыты:
1. Геркулес на шарике. Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья
геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не
произошло)
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что
сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику, потому что на нем появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. Бумажные снежинки. Предложить детям взять счетные палочки и потрогать
бумажные снежинки, которые лежат на тарелочке (ничего не происходит). Затем
предложить палочки потереть о шерстяную тряпочку, снежинки стали
притягиваться. Почему?
Вывод: Электричество живет в шерстяных вещах.
Молодцы, вы настоящие волшебники!
-Знаете ли вы откуда поступает ток в больших количествах? (с электростанций)
-А какие бывают электростанции? (тепловые, солнечные, ветряные, гидроэлектростанции)
-Электричество рождается на больших электростанциях, затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать.
Игра «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику)
-Электричество опасно - это каждый должен знать! Ребята, а вы знаете, как правильно и безопасно обращаться с электрическими приборами?
-Хорошо. Сейчас мы проверим ваши знания. (д/и, дети выбирают картинки и комментируют их)
-Молодцы, ребята, вы так много знаете! Обязательно поделитесь знаниями со своими друзьями.
-Скажите, пожалуйста, дети, что понравилось вам в нашем путешествии? Что нового вы узнали? (ответы детей)
Чтение стихотворения:
Капля в капельку вольется
Вспыхнет маленькое солнце
Ручейки в поток вольются
У турбин сердца забьются
Хлынет свет, начнут заводы
Делать чудо - теплоходы,
Трактора, станки, ракеты
Ну, а фабрики конфеты.
Попробуй, вкусная конфета,
Вот, что значит капля света.