Наталья Доброквашина
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, труд, социализация.
Форма деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Программные задачи:
Образовательные: закрепить знание о зимующих птицах, дать детям представление о видах питания зимующих птиц; развитие произвольного внимания, зрительной памяти; стимулирование речевой активности у детей; определение характерных особенностей птиц: внешний вид, поведение.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие: развивать у детей способность создавать образ в аппликации на тему «Птицы», развивать творческие способности детей, развивать мышление, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе; воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам и желание помочь им пережить суровое зимнее время; воспитывать экологическую культуру, аккуратность и самостоятельность, эстетические эмоции.
Словарная работа: активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; ввести в активный словарь выражения «зимующие птицы» названия птиц, которых дети видели на прогулке. Расширять словарный запас (корм, кормушка, холодно, голодно и т. п., описание зим: вьюжная, суровая, морозная).
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелётные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; «Про птиц и зверей» В. Бианки и др. Беседы о домашних, перелетных и зимующих птицах. НОД рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц.
Материалы и оборудование: магнитофон с аудиозаписями; мольберт; демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, дятел, клёст, голубь, дятел). Аудиозапись голосов птиц. Материал для аппликации лежит на столах, первая часть занятия проходит на ковре и на стульях.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель читает загадку:
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать петь и ворковать.
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)
Раздаётся стук в дверь. В группу «влетает» Каркуша.
Каркуша: была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Каркуша.
Каркуша: ой, здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуй, Каркуша!
Воспитатель: что случилось, Каркуша?
Каркуша: так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: давайте вместе отправимся в лес и поможем Каркуше разобраться.
Дети: давайте.
Воспитатель: раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: дикие животные.
Воспитатель: как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: зимующие птицы.
Воспитатель: положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Попробуйте отгадать…
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю…. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка
И ещё полоска шарфика… (Синица)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая …. (Сорока)
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит и легче (Дятел)
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели, как свирели… (Свиристель)
Эта птица сизокрылая любит семечки клевать
И тихонько ворковать…. (Голубь)
Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде? (Клёст)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на мольберт.
Воспитатель: давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего? Смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой части тела у птиц, привлекает к ответу детей). А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?
Ответы детей: у снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные, у сороки белые бока, даже в сказках её называют сорока- белобока и т. д.
Воспитатель: какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: почему они так называются?
Дети: потому что остаются зимовать.
Воспитатель: вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
Дети: летают.
Воспитатель ставит музыку, предлагает детям потанцевать.
Физкультминутка «Летели две птички»
Летели две птички
Ростом невелички.
Как они летели,
Все на них глядели.
На полянку сели,
Песенку запели,
Стали расставаться,
Крепко обниматься.
Воспитатель: ребята, какая бывает зима?
Дети: зима суровая, вьюжная, морозная.
Воспитатель: легко ли птицам зимой в лесу? Что страшнее для птиц холод или голод? Почему?
Дети размышляют и отвечают.
Воспитатель: да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? Правильно, потому что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки, а какие птицы любят рябину поклевать (снегири). А что любят синички? Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Физкультминутка «Холодно птичкам»
Птички летают, в стаи сбиваясь,
Кружатся в нашем саду,
Прыгают птички, крыльями машут,
Только тепла не найдут.
Холодно птичкам, голодно птичкам,
Птички устали летать.
Ветер колючий крылышки студит,
Хочется им отдыхать.
Холодно птичкам, голодно птичкам,
Птички устали летать.
Зёрен возьмите, птиц покормите!
Хочется им поклевать.
Чтение стихотворения Т. Евдошенико «Берегите птиц».
Воспитатель: какая вам птица нравится больше всего?
Дети отвечают. После этого воспитатель предлагает им подойти к столам и сделать аппликацию любимой птицы. Воспитатель и Каркуша во время работы наблюдают за детьми и в случае необходимости помогают.
Во время работы воспитатель включает спокойную музыку.
После того, как дети закончили работу, воспитатель вместе с ними рассматривает работы и предлагает авторам рассказать, каких птиц они сделали и почему.
Каркуша: какие вы молодцы! Как много вы знаете про птиц и как красиво сделали аппликацию птиц. Мне очень понравились ваши работы. Я обязательно к вам вернусь. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят, и что птицам зимой нужно помогать.
Воспитатель: ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог:
Воспитатель:
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами гостей не можем отпустить без подарка, подарим им птиц, которых сделали сегодня (дети дарят птиц).
Воспитатель:
- Ребята, Каркуша хочет нам ещё что-то сказать.
Каркуша: приглашаю всех на прогулку!
Дети прощаются с гостями, уходят на прогулку.