Юлия Борисова
Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная сила соли» подготовительной группы.
Предварительная работа:
• Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
• Проведение опыта «выращенные кристаллы соли».
Программное содержание:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по исследовательской деятельности „Волшебная сила соли“ подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
• Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
• Развивать навыки экспериментирования.
• Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
• Познакомить с техникой рисования: «акварель + соль».
Словарь:
каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Оборудование:
Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, переносной холодильник, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее).
Для детей: лупа, кружок красного или синего цвета, ёмкость с солью, альбомный лист, акварельные краски, кисть (толстая, банка с водой, салфетка, две рыбки (оригами).
Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». (Соль)
- Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы узнать и услышать, что вы знаете о соли.
Ответы детей.
- Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Но перед этим, давайте проведё м опыт: возьму две ёмкости со льдом, одну из них «посолю» и поставлю эти емкости на холод Через некоторое время (20 минут) мы посмотрим, что произойдёт.
- И так – соль. Соль — это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в пищу в «естественном» (чистом) виде, практически без переработки. Соль — это пищевой продукт, и мы её знаем, как мелкие кристаллы белого цвета.
Дети рассматривают кристаллы соли под лупой.
- На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Соль может лежать под землёй или на земле в виде толстого слоя или в виде огромных гор. (Слайды)
- Добыча каменной соли осуществляется подземным – в шахтах под землёй (слайды) и открытым способами – на поверхности земли (слайд)
- Соль бывает каменная – неочищенный осветлённый натуральный продукт. (Показать).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы. (Показать).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своём здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид соли. При этом лучше выбирать неочищенную: в её составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов. (Показать).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.
- Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.
Опыт №1.
Соль растворяется в воде, но не испаряется. Растворим соль в воде. (Показываю).
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку на отопительной батарее до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт №2.
Соль делает жидкость плотнее. Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Опыт №3.
Соль подвержена кристаллизации. На прошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.
Какой вывод можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).
На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
Ребята, как вы думаете, соль полезная или нет?
Ответы детей.
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд.
- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете зачем они это делают?
Ответы детей.
- Но и это ещё не всё. Оказывается, при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать.
- Сначала сделаем фон для нашего рисунка. Так как мы говорим о соли, то будем рисовать море, потому что вода там солёная. Выберите несколько близких по оттенку цветов и заполните ими лист. Работать нужно быстро, чтобы вода не успела высохнуть. Здесь очень важно смешивать много воды и немного краски. Тогда будет получаться красивый фон с плавной градацией (переходом) цвета. (Дети наносят фон).
- А теперь начнётся самое интересное! Пока вода не высохла – начинайте посыпать рисунок солью. Соль будет впитывать лишнюю воду и оставлять на листе необычный рисунок.
-Дадим рисунку немного просохнуть.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
-А теперь садимся на свои места и продолжим рисование. Море немного подсохло. Дорисуем водоросли и камешки.
- Ну, а какое море без рыб? Накануне мы с вами сделали рыбок. Давайте запустим наших рыбок в море. Приложите их на рисунок. Как здорово у вас получилось! А приклеим мы их чуть позже, когда рисунок окончательно высохнет.
-Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?
В ходе исследования мы узнали, что:
1. Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.
2. Соль растворяется в воде, но не испаряется.
3. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.
4. Соль – кристаллизующееся вещество.
5. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.
6. Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.
7. Большое количество соли может нанести вред человеку.
-Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!