Алина Гяцявичене
Конспект интегрированного занятия по лепке в средней группе «Колючий ёжик» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по лепке в средней группе
Тема: «Колючий ёжик» (с использованием ИКТ)
Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Целеполагание: развитие художественно - творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Совершенствовать умение скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по лепке в средней группе „Колючий ёжик“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Лепка, занятия с пластилином
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Темочки
• Учить оттягивать часть от основного куска пластилина, передавая характерные особенности внешнего вида ежа.
• Учить экспериментировать с художественными материалами.
• Расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, пополнять и активизировать словарь по данной теме. (Иголки, гнездо, мордочка, клубок).
Развивающие задачи:
• Развивать чувство формы.
• Развивать творческое мышление, художественный вкус.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать уверенность, инициативность детской деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа с детьми: чтение художественной литературы: Виталий Бианки «Как Лис Ежа перехитрил», Михаил Пришвин «Ёж», Е. Чарушин "Ёжик"; рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о лесных жителях.
Оборудование и материалы: игрушка ёжик, муляж «Осенняя полянка», аудиозаписи, презентация, листья (для фона, стеки; дощечки; клеёнки; салфетки бумажные; пластилин; семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длинной 3-5 см; горошинки чёрного перца, бусинки, пуговички, бисер; корзинка с яблоками.
Методы и приё мы: беседа, объяснение, звуковое оформление, вопросы к детям, ответы на вопросы воспитателя, ИКТ, художественное слово, сюрпризный момент, отгадывание загадок, побуждение детей к действию, самостоятельная деятельность детей, физкультминутка, игровые моменты, проблемная ситуация, предварительная работа, показ воспитателя, чтение художественной литературы, похвала, поисковый метод.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно - исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструктивная.
Планируемые результаты: умение раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней, оттягивать часть от основного куска и использовать в работе природный материал, экспериментируя с ним. Обогащение знаниями детей об окружающем мире. Умение занимать себя самостоятельной художественной деятельностью. Умение в диалоге слышать и понять заданный вопрос, участие в разговорах во время рассматривания предметов, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту окружающих объектов природы. Испытание положительных эмоций от продуктивной деятельности.
Ход ООД.
Вводная часть
Воспитатель:
В лес осенний, на прогулку, приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
И веселое настроение мы с собою унесем.
(Дети берутся за руки и под музыку идут за воспитателем "змейкой" между разложенными на полу осенними листьями).
Воспитатель: Вот и пришли мы в осенний лес (слайд 1).
Основная часть.
Воспитатель: В нем живет много зверей, но сейчас они все заняты. Как вы думаете, чем заняты в лесу звери осенью.
Дети: Они ищут себе еду, строят себе норки.
Воспитатель: Правильно, они готовятся к зиме. Собирают грибы, ягоды, утепляют норки. Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с необычным зверьком. А что бы узнать, кто это, нужно отгадать загадку: (слайд 2)
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель: Правильно, ежик (достает спрятанного ежика).
Это ежик. Зовут его Яша. Яша вам ребята, хочет рассказать и показать, как живут ежи в природе. Вы хотите посмотреть и послушать?
Дети: Да!
(слайд 3)
Когда ежата родились – были они совсем голенькие и слепые. А потом у них открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки.
(слайд4)
Иголочки подросли, стали твердыми. Тогда мама-ежиха начала их по лесу водить, учить и показывать, что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки?
Дети: без иголок ежи не могут себя защитить.
Воспитатель: Да, без иголок они беззащитные, легкая добыча для лисы и хищников. Скоро начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать?
Дети: насекомых, мышей.
Воспитатель: Ежи едят всё, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, улиток, пчел, червяков, корешки, ягодки, ящериц, мышек. Ежей называют ночными охотниками! А вы знаете, почему их называют ночными охотниками?
Дети: потому что ежи охотятся ночью.
(слайд 5)
Воспитатель: Правильно, потому что ежи охотятся ночью. С наступлением темноты выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.
(слайд 6)
Воспитатель: От врагов только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не умеют. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они их и защищают, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуют, сразу сворачиваются клубочком, прячут мордочку и выставляют иголки. Подойдёт лиса, уколет нос и убежит.
(слайд 7)
Воспитатель: А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнёздышке – норке, устланной травой, мхом и листьями до самой весны. А как ёжик носит листочки в гнёздышко?
Дети: с помощью иголочек.
(слайд 8)
Воспитатель: Правильно, ему помогают его длинные иголки. Он сворачивается клубочком и катается по сухим листьям. Листья накалываются на его острые колючки, потом ежик прибегает в норку и стряхивает их с иголок.
Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они там заболевают и умирают. Они любят жить в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным делам.
Воспитатель: Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.
Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю. Щербаков)
Ну что, ребята, понравился вам рассказ Яши?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Ёжик»
Ёжик топал по тропинке
И грибочки нёс на спинке. (Ходьба на месте)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ладошками шуршат)
А на встречу скачет зайка
Длинноухий попрыгай-ка. (Подскоки на месте)
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку (прыжки на двух ногах на месте)
Воспитатель: Ребята, что-то наш ёжик загрустил, он говорит:
«как вам весело вместе, вы такие дружные! В нашем лесу живет много разных зверей, а ёжик – я один. Мне так одиноко одному. Вы мне можете помочь?»
Воспитатель: А как же нам ему помочь? Ребята, какие есть предложения?
Дети: Мы ему подарки подарим, яблочком угостим, молока нальём.
Воспитатель: Но ведь ёжику одиноко, ему не хватает друзей! Давайте ему поможем, смастерим ему друзей- ежат из пластилина. Вы согласны?
Дети: Да!
Основная часть:
Воспитатель: Давайте рассмотрим ежика. На что он похож? (слайд 9)
Дети: На овал.
Воспитатель: Верно на овал. Только не простой, а с иголками. А мордочка нашего ёжика какая? Вытянута немного вперёд.
Воспитатель: а что еще есть у нашего ежика?
Дети: глазки, носик, ушки.
Воспитатель: Как же мы с вами будем лепить ёжика?
Из шара, потом прилепим ушки, носик, глазки.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как мы будем лепить, а вы внимательно слушайте и запоминайте, и повторяйте движения, которые я вам буду показывать.
Сначала возьмём кусок пластилина и разомнём его вот так, из кулачка в кулачок. (Показывает).
Покажите, как вы будете разминать пластилин. (Дети показывают)
Затем я скатаю шар: на одну ладонь положу кусочек пластилина, накрою его второй ладонью и круговыми движениями буду раскатывать по кругу вот так. Покажите, как вы раскатываете шар. (Воспитатель показывает, а дети повторяют)
Теперь мы будем раскатывать наш шар в овал, придавая шарику форму яичка. Кладём шар между ладонями и прямыми движениями катаем вперёд – назад, вперёд – назад. Покажите, как вы катаете. (Дети показывают).
Затем нам нужно оттянуть ёжику носик : тремя пальчиками вытягиваем мордочку и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ёжик принюхивается, где же растут грибочки. (Воспитатель показывает, дети повторяют движение).
Вот и получился у меня ёжик красивый, маленький, но чего – то не хватает, подскажите мне, чего?
Воспитатель: Правильно иголочек! А из чего можно сделать иголочки?
Дети: из семечек, спичек!
Воспитатель: А я заранее приготовила различный материал на ваш выбор и советую использовать его для оформления колючей ежиной «одёжки». Я сделаю своему ёжику одёжку из семечек, посмотрите какая получилась колючая шубка. (Показывает)
А из чего сделаем глазки и носик?
Воспитатель: Правильно, для этого мы будем использовать горошинки, бусинки, бисер, пуговицы, зёрнышки.
Вот такой замечательный ёжик у меня получился.
Я предлагаю вам слепить ёжиков – друзей для нашего Яши. Выберите по своему желанию цвет пластилина, материал для иголок, носика и глазок и начинайте лепить.
(В процессе работы звучит тихая спокойная музыка)
Готовые работы убирает на заранее приготовленную осеннюю полянку.
Заключительная часть:
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, каких ёжиков мы слепили. (Дети подходят к полянке)
Как много у Ёжика появилось друзей! И все они такие разные! Какой ёжик тебе понравился? Как бы ты назвал своего ёжика? (выслушиваются несколько ответов детей).
Скажите мне, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали?
Какой материал мы использовали для иголок ёжика?
А для чего ёжику иголки?
А что ещё нового вы узнали на занятии? Понравилось ли вам занятие? (ответы детей). Молодцы дети, теперь нашим ёжикам будет весело вместе жить на лесной полянке.
Воспитатель: Яша вам очень благодарен и дарит в подарок лесные дары (корзина с яблоками, чтоб вы были здоровыми и весёлыми).
-А ещё, кто желает, может поиграть с Яшей и ёжиками на нашей осенней полянке (вот этот самый большой ёжик будет папа Ёж, а это - мама Ёжиха, ведь у неё такая красочная, модная «колючая шубка», а кем будут эти ежики – придумайте сами)
Приложение к конспекту (анализ занятия).
№ п. п. Этапы работы Содержание этапа.
1. Организационный этап. • На данном этапе стоит цель: вызвать интерес и настроить совместную деятельность.
Образовательные задачи: расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание) пополнять и активизировать словарь по данной теме. (Иголки, гнездо, мордочка, клубок).
Воспитательные задачи: воспитывать инициативность детской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
Занятие начинается с речёвки, с целью установления эмоционального контакта с детьми, это вызывает интерес и настраивает на дальнейшую совместную деятельность. Также используется приём музыкального сопровождения, для создания фона, вхождения в игровую ситуацию. Используются наглядные, словесные, игровые методы стимулирования познавательной активности детей в ходе занятия. Приём загадывания загадки, внезапное появление игрового персонажа; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, ответы на вопросы воспитателя, показ презентации, как средство повышения мотивации к познавательной деятельности; художественное слово, физкультминутка (если интерес снизился, для профилактики утомляемости детей) игровые моменты, проблемная ситуация (мотив - помоги игрушке); рассказ; педагогическая оценка, похвала (для активизации познавательного интереса).
2. Основная часть. • В начале основной части используется приём рассматривания. При помощи беседы подводимся к изложению нового материала. При постановке целей самостоятельной работы идет мотивация детей на оказание помощи ежику (слепить ёжиков – друзей). На решение поставленной образовательной задачи: совершенствовать умение скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями; учить оттягивать часть от основного куска пластилина, передавая характерные особенности внешнего вида ежа и развивающей задачи (развитие чувства формы) направлены приё мы: выполнение формообразующих движений рук, показ и объяснение воспитателя. Также используется эвристический метод, направленный на проявление самостоятельности при выборе материала колючек, носа и глаз. Этим методом решается развивающая задача (развитие творческого мышления и художественного вкуса) и образовательная задача (учить экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей шубки.). В процессе работы используется приём музыкального сопровождения. Во время работы напоминание детям способов лепки, оказание помощи, вопросы, направленные на:
- формирование умения планировать свою деятельность, выделять этапы работы: Что ты сейчас делаешь? Что ты уже сделал? А что будешь делать дальше?
- на анализ реализации замысла: У тебя получается? А в чем у тебя трудность? Какой материал тебе нужен? Посмотри, все ли есть у тебя?
- на достижение результата: Что ты хотел сделать? А у тебя получилось? То, что получилось, похоже на то, что ты хотел сделать?
Один ребёнок не справился, тогда закрепление нового материала вынесла на индивидуальную работу с ребёнком, используя поэтапный показ с объяснением.
3. Заключительный
этап. На заключительном этапе подводятся итоги занятия (все работы выставляются для обозрения на лесной полянке). Предлагается полюбоваться работой детей, отмечается деятельность детей на занятии, похвала, обращается внимание на красивые, правильной формы работы. Проводится анализ при активном участии детей, задаются вопросы, которые помогут обратить внимание на ошибки, называются причины ошибок, учу детей видеть их, сравнить работу правильную и нет – подводить к собственному анализу (Что ты хотел сделать? То, что получилось, похоже на то, что ты хотел сделать). Ведё тся беседа с детьми о том: чем мы занимались, что использовали на занятии, понравилось ли занятие с целью формирования привычки к осмыслению событий; приучить к самоконтролю, самооценке; выявления настроения и эмоционального состояния в конце занятия. В конце занятия используется приём оценки работ самого игрового персонажа, который приготовил для ребят сюрприз, в знак благодарности. Затем предлагается поиграть с ёжиками, создавая при этом игровую ситуацию (игра детей по желанию будет проходить в режимных моментах). Используемые полученные знания будут использованы во всех видах детской деятельности. В заключительной части также решаются воспитательные задачи.