Вероника Чекмарёва
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству «Люблю березку русскую» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству
на тему «Люблю березку русскую»
группы дошкольного возраста 5-6 лет
Доминирующая область: художественное творчество (рисование, аппликация, лепка).
Цели:
• воспитание чувства уважения и любви к Родине, к родной природе;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству „Люблю березку русскую“ в старшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• формирование эмоционального восприятия образа русской березки, средствами разных видов деятельности;
• формирование патриотического сознания дошкольников.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с целостной картиной мира, формировать оценочное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
2. Активизировать мышление в процессе специально смоделированной ситуации.
3. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки, средствами разных видов деятельности.
3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к родной природе.
Предварительная работа:
• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть.
• Подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания.
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Подбор дидактических игр.
• Подготовка к экскурсии (осмотр местности).
• Подготовка папки-передвижки о лечебных свойствах берёзы «Целебное лукошко».
* Наблюдение на прогулке, беседа с детьми «Встреча с русской красавицей».
* Беседа «Береза символ России».
* Беседа «Целительные свойства березы»
Чтение: С. Есенин «Белая береза» ; Заучивание наизусть: А. Прокофьев «Береза», И. Токмакова «Березка».
Чтение русских народных сказок : «Береза и три сокола», «Сказка о березе и дураке».
* Рисование «В гости к белой берёзке».
* Лепка «Осенняя березка»- пластилинография.
* Аппликация «Золотые березки».
* Рисование «Белая береза» - Батик.
Дидактические игры: «Что сделано из березы?», «Для чего это нужно», «Что есть у березы?», «Как можно назвать березу», «С какого дерева листок», игры по модели строения березы.
Подвижные игры: «Найди дерево», «Березонька выручай», «Листопад», «Беги к березе», «Мое любимое дерево», «Подарки от березы», «Кто быстрее соберет березовые листья».
Прослушивание: П. И. Чайковский «Симфония № 4» финал (Вариации на тему р. н. п. «Во поле береза стояла»)
Пение: Хоровод «Ах, да березка» Т. Попатенко, р. н. п. «Во поле березка стояла».
Материал для занятия :
• интерактивная доска, накопитель с видео и записями музыкальных произведений;
• аппликация: клеенки, клей, кисточки для клея, салфетки (бумажные, тряпочные, листы голубого цвета размера А 4, цветная бумага белого, желтого, зеленого, коричневого цвета, черные маркеры;
• лепка: клеенки, доски, пластилин желтого, зеленого, черного, синего цвета, картон белого цвета размера А 5, салфетки влажные;
• рисование: ткань белого цвета, пяльца, гуашь желтого, зеленого, черного, синего цвета, кисточки для рисования, стаканчики с водой, подставки под кисточки;
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог: - Ребята, сегодня на электронный почтовый адрес нашего детского сада поступило электронное сообщение – видеописьмо, давайте его послушаем и посмотрим, кто его нам прислал.
Видеописьмо от Лунтика.
Лунтик: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вы меня узнали? (Да). Всем известно, что я прибыл на планету Земля с Луны и мне была совсем не известна земная жизнь, но я ее изучаю и многое уже узнал, и многому научился. Это ведь так интересно, любопытно и весело что-то изучать. Но сегодня мне грустно, я растерян и не знаю что делать, мне нужна ваша помощь.
Вчера Сорока принесла мне приглашение от Зайчика на день рождения. Я сначала так обрадовался, потому что я уже знаю, что день рождения – это самый замечательный и веселый праздник, который бывает только один раз в году. Но потом расстроился и загрустил. Потому что я не знаю как найти дорогу к дому Зайчика, он живет в березовой роще. А я еще не узнал, что такое березовая роща и из чего она состоит. Хотел спросить у сороки, но она куда-то очень спешила, быстро мне все протараторила и улетела.
Ребята, помогите мне, пожалуйста, расскажите о березе, о березовой роще, как я могу ее узнать, когда буду искать дорогу к дому Зайчика. Жду вашего ответа, его можно прислать по адресу: Лунтику, до востребования. Спасибо вам заранее, до новых встреч. Ваш Лунтик.
Педагог: - Как вы думаете, сможем мы помочь Лунтику, справимся? (да).
- Конечно, мы ведь с вами много узнали о березе, сейчас мы поделимся нашими знаниями и расскажем Лунтику о березе :
- Как в любое время года мы можем узнать березу? (белый ствол только у березы).
- Как появилось название, от какого слова произошло слово береза? (название свое береза получила от древнего слова «БЕР», от слова «беречь» называли ее «берегиня»).
- Как в народе называют березу? (русская, белоствольная, кудрявая, золотая, нарядная, ненаглядная, красавица русских лесов).
- С кем на Руси сравнивали красавицу - березу? (с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой).
- Для чего березе нужны черные полоски и как их называют? (чечевички, черные полоски нужны для того, чтобы дерево могло дышать).
- Какие у березы бывают листочки? (зеленые, изумрудные, клейкие, золотые).
- Как называется кора березы? (береста – верхний защитный слой дерева).
- Что делают из бересты? (мебель, посуду, коробочки, шкатулки, лыжи, плетут корзины, лукошко, лапти).
- Берёзы весной плачут? Что это значит? (выделяется березовый сок).
- Какой гриб растет на березе? А какой под березой? (чага, из него заваривают лечебный чай: под березой - подберезовик).
- Какие вы знаете полезные свойства березы? (обогревает – березовые дрова самые жаркие и горят долго; поит березовым соком; лечит отварами из почек, сережек и листьев; моет дегтярным мылом и парит в бане березовыми вениками).
- Береза умеет предсказывать погоду, какие вы знаете приметы:
(Если с березы течет много сока – к дождливому лету.
Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья.
Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
Когда береза станет распускаться – сей овес.
Лопаются сережки у березы – время сеять хлеб.
Береза раскрыла листочки – через неделю сажай картошку.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
Береза рядом с домом посаженная зло отпугивает.
Береза во дворе – молния не страшна).
- Дайте Лунтику ответ: что такое роща? Почему она называется березовая?
(роща – много деревьев одной породы, березовая – роща из одних берез).
Педагог: - О белоствольной русской красавице сложено немало песен и стихов. Давайте послушаем стихи.
Ребенок:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется — но не ломится!
А. Прокофьев
Ребенок:
Если б дали березе расческу
Изменила б береза прическу.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова
Педагог: - Послушайте музыкальную загадку, сейчас Аня вам ее исполнит на металлофоне, отгадайте, как называется песня? (р. н. п. «Во поле береза стояла»).
- Разошлись ребята,
Во поле гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.
Исполнение р. н. п. «Во поле береза стояла».
Педагог:
- Яркие платочки в руки мы возьмем,
- Про березку хоровод дружно заведем.
Физкультминутка
Хоровод «Ай да березка!» (муз. Т Попатенко)
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Яркие платочки в руки мы возьмем.
У березки стройной пляску заведем.
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!
Ты без нас, березка, в поле не скучай!»
Ай да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Педагог: - Ни в одной стране мира нет столько берез, как в нашей стране, любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Можно весь свет обойти - нигде такого дерева не встретишь, ни с одним деревом его не перепутаешь. Поэтому именно береза, а никакое другое дерево, является символом России, частицей нашей родины.
Деревьев разных не сочтешь,
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родной березки краше.
2. Практическая часть.
Педагог: Ребята, а вы хотите помочь Лунтику найти дорогу в березовую рощу и попасть на день рождение?
Дети: Хотим.
Педагог: Сейчас тогда представьте, что мы свами находимся в творческой мастерской. Здесь я предлагаю вам создать своими руками красивые картины о березе в различных техниках: лепка, аппликация, рисование и отправить в посылке наши работы Лунтику на память. И пусть они помогут ему найти дорогу в березовую рощу и не заблудиться.
Педагог: Давайте посмотрим на экран и вспомним, как мы выполняли эти работы.
- Первая работа «Лепка березы или Пластилинография.» (показ работы)
С чего вы здесь начнете работу?
Дети: Сначала раскатаем колбаску из белого пластилина и выложим ее по центру картона. Затем накатать белые тонкие колбаски и выложить их с правой и левой стороны ствола - веточки, длину которых можно регулировать стекой. Потом из черного пластилина делаем пятнышки или полоски на стволе и ветках. Дальше из желтого и зеленого пластилина делаем листики и прикрепляем их к веточкам и под деревом. А из синего пластилина делаем облака.
Педагог: Хорошо.
- Вторая работа «Аппликация березы методом обрывания»(показ работы). Эту работу начнете с чего?
Дети: Ствол мы будем делать из полоски белой бумаги. На стволе рисуем пятнышки или черточки черным маркером. Крону дерева можно сделать 2 способами:
1) из кусочков рваной бумаги разной величины;
2) из рваных полосок разной длины и ширины;
(детей самостоятельно выбирают способ работы).
Завершаем работу, листьями опавшими рядом с деревом.
Педагог: Третья работа «Рисование на ткани или Батик» (показ работы).
Здесь что вы будете делать?
Дети: С начало нарисуем на ткани ствол с ветками простым карандашом. Потом все обведем гуашью черного цвета концом тонкой кисти. Дальше нарисуем штрихи внутри контура ствола. Листья изобразим приемом примакивания всем ворсом желтого и зеленого цвета. Также изобразим листья, опавшие под деревом и облака синим цветом.
Педагог: Молодцы, вспомнили как все выполняется.
А сейчас предлагаю вам выбрать и подойти к тому столу в какой технике вы выполните свою работу.
Дети: ответы детей.
(Дети самостоятельно выполняют работу у своих столов.)
3. Итог занятия
Педагог: Какие у вас красивые получились работы. Как вы думаете, Лунтику понравятся наши работы?
Дети: Понравятся.
Педагог: А что такое березовая роща?
Дети: Это когда много берез в одном месте.
Педагог: Правильно. А если собрать все наши березки получиться из них березовая роща?
Дети: Получиться.
Педагог: Молодцы ребята. Справились с работой. А вот когда подсохнут наши работы, мы их отправим Лунтику посылкой по почте. Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении давайте вспомним о том, что береза – это символ Россия, ее верная примета, радость, гордость и счастье. А чтобы сохранить красоту берез, красоту нашей родины очень важно помнить и знать:
Дети поочередно:
- Мы каждую березку сбережем, в лесу любимой Родины!
- Каждый из нас должен помнить и знать: что березку надо охранять!
- Без леса не будет жизни на Земле!
- Пусть вовек это помнит каждый человек!