Наталия Алёшина
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с изделиями чувашского орнаментального искусства (чувашской вышивки, со значениями чувашского узора.
Задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Познакомить со значениями чувашского узора и его цветовой гаммы.
Темочки:
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук детей.
Сформировать интерес детей к художественной росписи.
Входит воспитатель в чувашском национальном костюме, в руках держит куклу также одетую в чувашский костюм.
Воспитатель: Ыра кун пултар! Доброго дня! Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? Правильно, мы живем в Российской Федерации. А в какой Республике мы живем? Верно, мы живем в Чувашской Республике.
Сегодня, ребята, я пришла к вам вместе с куклой Машей в чувашском национальном костюме! Посмотрите, какой он красивый!
На мне головной убор – хушпу, платье – кепе, а белый вышитый фартук называется сапун. А посмотрите, дети, какой красивый узор на одежде! Узор еще по-другому называют орнаментом. А знаете ли вы, что каждый рисунок в национальном костюме несет в себе зашифрованное послание?
Давайте познакомимся поближе с толкованием чувашских орнаментов.
Вышивка с давних времен являлась не просто украшением для одежды, но и особым языком, через который чувашский народ передавал свою уникальность. Чувашский орнамент мы можем увидеть не только на одежде, но и на предметах интерьера, в нем прослеживается душа народа и его история. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».
Раньше в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям.
Воспитатель показывает детям разные чувашские узоры и задает вопросы о том, какие орнаменты они видят. Потом с помощью толкователя чувашских узоров, дети вместе с воспитателем их расшифровывают.
Воспитатель: А скажите, ребята, какие цвета присутствуют на чувашских узорах?
Дети перечисляют цвета.
Воспитатель: Большое значение, ребята, имеют не только знаки, но и сама цветовая гамма узора. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Черный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного отображают чувства, в том числе любовь и отвагу. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.
А давайте вспомним, какой узор на нашем национальном флаге.
Воспитатель показывает флаг Чувашской Республики.
Воспитатель: Центральная фигура на флаге Чувашской Республики – это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Три солнца обозначают значение мира в культуре и религии – мы Были, Есть и Будем.
Цвета флага обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность.
А теперь, ребята, давайте нарисуем с вами чувашские узоры, но перед этим, давайте разомнем наши пальчики и сделаем для них зарядку:
Воспитатель показывает детям движения, дети повторяют
Ну-ка, пальчики, проснитесь!
Встрепенитесь, не ленитесь!
(Трясем ручками и сгибаем пальцы в кулак)
Ты, большой, давай плясать,
(Разгибаем большой палец)
И тебе нельзя лежать,
(Разгибаем указательный палец)
Ну, ты, средний, не ленись,
(Разгибаем средний палец)
Безымянный, ты проснись.
(Разгибаем безымянный палец)
А ты будешь здесь ходить
(Разгибаем мизинец)
Своих братиков будить.
Пальчики все молодцы,
Славные вы удальцы!
(Энергично шевелим пальчиками)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь приступим к работе.
Воспитатель дает детям макеты одежды, вырезанные из бумаги, показывает детям несложные чувашские узоры, дети с помощью гуашевой краски пытаются их нарисовать. Воспитатель смотрит, как у детей получаются узоры, помогает детям, у которых возникли трудности.
Воспитатель: Ой, какие вы умельцы! Какие красивые у вас получились узоры!
(Воспитатель оформляет выставку чувашских орнаментов)
А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в чувашскую игру
Ятне пел (Отгадай имя)
Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
И мне понравилось, что вы были активными и очень старались.
Сегодня вы узнали о своем народе немного больше. Мы не должны забывать о культуре чувашского народа, а наоборот должны ценить и беречь ее, и тогда память о наших предках будет в наших сердцах навечно.
Литература:
1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.
2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003г. – 115с.
4. Интернет – ресурсы: https://syrmaepon.livejournal.com/60690.html