Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»

Наталия Алёшина
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с изделиями чувашского орнаментального искусства (чувашской вышивки, со значениями чувашского узора.

Задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Познакомить со значениями чувашского узора и его цветовой гаммы.

Темочки:

Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук детей.

Сформировать интерес детей к художественной росписи.

Входит воспитатель в чувашском национальном костюме, в руках держит куклу также одетую в чувашский костюм.

Воспитатель: Ыра кун пултар! Доброго дня! Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? Правильно, мы живем в Российской Федерации. А в какой Республике мы живем? Верно, мы живем в Чувашской Республике.

Сегодня, ребята, я пришла к вам вместе с куклой Машей в чувашском национальном костюме! Посмотрите, какой он красивый!

На мне головной убор – хушпу, платье – кепе, а белый вышитый фартук называется сапун. А посмотрите, дети, какой красивый узор на одежде! Узор еще по-другому называют орнаментом. А знаете ли вы, что каждый рисунок в национальном костюме несет в себе зашифрованное послание?

Давайте познакомимся поближе с толкованием чувашских орнаментов.

Вышивка с давних времен являлась не просто украшением для одежды, но и особым языком, через который чувашский народ передавал свою уникальность. Чувашский орнамент мы можем увидеть не только на одежде, но и на предметах интерьера, в нем прослеживается душа народа и его история. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

Раньше в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям.

Воспитатель показывает детям разные чувашские узоры и задает вопросы о том, какие орнаменты они видят. Потом с помощью толкователя чувашских узоров, дети вместе с воспитателем их расшифровывают.

Воспитатель: А скажите, ребята, какие цвета присутствуют на чувашских узорах?

Дети перечисляют цвета.

Воспитатель: Большое значение, ребята, имеют не только знаки, но и сама цветовая гамма узора. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Черный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного отображают чувства, в том числе любовь и отвагу. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.

А давайте вспомним, какой узор на нашем национальном флаге.

Воспитатель показывает флаг Чувашской Республики.

Воспитатель: Центральная фигура на флаге Чувашской Республики – это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Три солнца обозначают значение мира в культуре и религии – мы Были, Есть и Будем.

Цвета флага обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность.

А теперь, ребята, давайте нарисуем с вами чувашские узоры, но перед этим, давайте разомнем наши пальчики и сделаем для них зарядку:

Воспитатель показывает детям движения, дети повторяют

Ну-ка, пальчики, проснитесь!

Встрепенитесь, не ленитесь!

(Трясем ручками и сгибаем пальцы в кулак)

Ты, большой, давай плясать,

(Разгибаем большой палец)

И тебе нельзя лежать,

(Разгибаем указательный палец)

Ну, ты, средний, не ленись,

(Разгибаем средний палец)

Безымянный, ты проснись.

(Разгибаем безымянный палец)

А ты будешь здесь ходить

(Разгибаем мизинец)

Своих братиков будить.

Пальчики все молодцы,

Славные вы удальцы!

(Энергично шевелим пальчиками)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь приступим к работе.

Воспитатель дает детям макеты одежды, вырезанные из бумаги, показывает детям несложные чувашские узоры, дети с помощью гуашевой краски пытаются их нарисовать. Воспитатель смотрит, как у детей получаются узоры, помогает детям, у которых возникли трудности.

Воспитатель: Ой, какие вы умельцы! Какие красивые у вас получились узоры!

(Воспитатель оформляет выставку чувашских орнаментов)

А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в чувашскую игру

Ятне пел (Отгадай имя)

Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

И мне понравилось, что вы были активными и очень старались.

Сегодня вы узнали о своем народе немного больше. Мы не должны забывать о культуре чувашского народа, а наоборот должны ценить и беречь ее, и тогда память о наших предках будет в наших сердцах навечно.

Литература:

1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.

2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003г. – 115с.

4. Интернет – ресурсы: https://syrmaepon.livejournal.com/60690.html

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию по аппликации в старшей группе «Солнышко, улыбнись» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе на 19.04.2019 Тема: «Солнышко, улыбнись!».

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Машина» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей (конструирование) "Машина" (вторая младшая группа) Цель:.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Угощение для Зайки» Конспект интегрированного занятия по художественно — эстетическому развитию для детей первой младшей группы Тема: «Угощение для Зайки»Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Пасха» Конспект открытого занятия по художественной деятельности в первой младшей группе: «Пасха» Цель: познакомить детей с праздником «Пасха».

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «День Победы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «День Победы» Цели: Продолжать знакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов. Задачи: Развивать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Снеговичок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» на тему «Снеговичёк».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию лепке «Животные» Программные задачи: Упражнять детей в умении лепить животных (собака, лошадь) разными способами (пластичным, конструктивным); воплощать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Аппликация «Клён» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Аппликация. Тема «Клён». Цель: Продолжать учить детей изготавливать коллективную.

Конспект занятия по ОД художественно-эстетическому развитию «Шарики и кубики» Цель: Учить детей наклеивать на листе бумаги готовые геометрические фигуры разной формы, цвета. Задачи: Образовательные: -Учить работать.

План-конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Весна» Тема занятия: «Весна». Дата проведения:27.03.2019г. Состав учебной группы: 15 детей- 9 девочек, 6 мальчиков в возрасте 5-6 лет. Цель учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 00:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Алёшина (УИ 1836527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД