Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»

Наталия Алёшина
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с изделиями чувашского орнаментального искусства (чувашской вышивки, со значениями чувашского узора.

Задачи: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Познакомить со значениями чувашского узора и его цветовой гаммы.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию „Чувашский узор — послание предков“» размещена в разделах

Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук детей.

Сформировать интерес детей к художественной росписи.

Входит воспитатель в чувашском национальном костюме, в руках держит куклу также одетую в чувашский костюм.

Воспитатель: Ыра кун пултар! Доброго дня! Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? Правильно, мы живем в Российской Федерации. А в какой Республике мы живем? Верно, мы живем в Чувашской Республике.

Сегодня, ребята, я пришла к вам вместе с куклой Машей в чувашском национальном костюме! Посмотрите, какой он красивый!

На мне головной убор – хушпу, платье – кепе, а белый вышитый фартук называется сапун. А посмотрите, дети, какой красивый узор на одежде! Узор еще по-другому называют орнаментом. А знаете ли вы, что каждый рисунок в национальном костюме несет в себе зашифрованное послание?

Давайте познакомимся поближе с толкованием чувашских орнаментов.

Вышивка с давних времен являлась не просто украшением для одежды, но и особым языком, через который чувашский народ передавал свою уникальность. Чувашский орнамент мы можем увидеть не только на одежде, но и на предметах интерьера, в нем прослеживается душа народа и его история. Символика чувашского орнамента могла многое рассказать о статусе человека, поведать о его родовой принадлежности. Она различалась в зависимости от пола, возраста и несла в себе защитные свойства. Каждый стежок и знак имел определённое место и собственное значение в вышивке. Например, круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни, прямая черта символизировала жизненный путь, треугольник — жилище, спираль — мысли. Особые знаки существовали для понятий «забота о ближнем», «братство», «честь и отвага», «равенство».

Раньше в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям.

Воспитатель показывает детям разные чувашские узоры и задает вопросы о том, какие орнаменты они видят. Потом с помощью толкователя чувашских узоров, дети вместе с воспитателем их расшифровывают.

Воспитатель: А скажите, ребята, какие цвета присутствуют на чувашских узорах?

Дети перечисляют цвета.

Воспитатель: Большое значение, ребята, имеют не только знаки, но и сама цветовая гамма узора. Чаще всего в вышивке используется сочетание белого, красного и черного цвета. Белый цвет нитей в старинных чувашских узорах отсутствовал, но его заменял фон, который обозначал чистоту и мудрость. Черный цвет заключает в себе двойственную трактовку: он может символизировать земледелие или связь жизни и смерти. Различные оттенки красного отображают чувства, в том числе любовь и отвагу. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Зеленый цвет - цвет природы, жизни. Синий цвет - цвет волшебства.

А давайте вспомним, какой узор на нашем национальном флаге.

Воспитатель показывает флаг Чувашской Республики.

Воспитатель: Центральная фигура на флаге Чувашской Республики – это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Три солнца обозначают значение мира в культуре и религии – мы Были, Есть и Будем.

Цвета флага обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность.

А теперь, ребята, давайте нарисуем с вами чувашские узоры, но перед этим, давайте разомнем наши пальчики и сделаем для них зарядку:

Воспитатель показывает детям движения, дети повторяют

Ну-ка, пальчики, проснитесь!

Встрепенитесь, не ленитесь!

(Трясем ручками и сгибаем пальцы в кулак)

Ты, большой, давай плясать,

(Разгибаем большой палец)

И тебе нельзя лежать,

(Разгибаем указательный палец)

Ну, ты, средний, не ленись,

(Разгибаем средний палец)

Безымянный, ты проснись.

(Разгибаем безымянный палец)

А ты будешь здесь ходить

(Разгибаем мизинец)

Своих братиков будить.

Пальчики все молодцы,

Славные вы удальцы!

(Энергично шевелим пальчиками)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь приступим к работе.

Воспитатель дает детям макеты одежды, вырезанные из бумаги, показывает детям несложные чувашские узоры, дети с помощью гуашевой краски пытаются их нарисовать. Воспитатель смотрит, как у детей получаются узоры, помогает детям, у которых возникли трудности.

Воспитатель: Ой, какие вы умельцы! Какие красивые у вас получились узоры!

(Воспитатель оформляет выставку чувашских орнаментов)

А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в чувашскую игру

Ятне пел (Отгадай имя)

Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

И мне понравилось, что вы были активными и очень старались.

Сегодня вы узнали о своем народе немного больше. Мы не должны забывать о культуре чувашского народа, а наоборот должны ценить и беречь ее, и тогда память о наших предках будет в наших сердцах навечно.

Литература:

1. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.

2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары, 2003г. – 115с.

4. Интернет – ресурсы: https://syrmaepon.livejournal.com/60690.html

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию по аппликации в старшей группе «Солнышко, улыбнись» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе на 19.04.2019 Тема: «Солнышко, улыбнись!».

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей «Машина» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей (конструирование) "Машина" (вторая младшая группа) Цель:.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Угощение для Зайки» Конспект интегрированного занятия по художественно — эстетическому развитию для детей первой младшей группы Тема: «Угощение для Зайки»Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Пасха» Конспект открытого занятия по художественной деятельности в первой младшей группе: «Пасха» Цель: познакомить детей с праздником «Пасха».

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «День Победы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «День Победы» Цели: Продолжать знакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов. Задачи: Развивать.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Снеговичок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» на тему «Снеговичёк».

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию лепке «Животные» Программные задачи: Упражнять детей в умении лепить животных (собака, лошадь) разными способами (пластичным, конструктивным); воплощать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Аппликация «Клён» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Аппликация. Тема «Клён». Цель: Продолжать учить детей изготавливать коллективную.

Конспект занятия по ОД художественно-эстетическому развитию «Шарики и кубики» Цель: Учить детей наклеивать на листе бумаги готовые геометрические фигуры разной формы, цвета. Задачи: Образовательные: -Учить работать.

План-конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Весна» Тема занятия: «Весна». Дата проведения:27.03.2019г. Состав учебной группы: 15 детей- 9 девочек, 6 мальчиков в возрасте 5-6 лет. Цель учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 00:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Чувашский узор — послание предков»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Алёшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД