Сербина Анна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией печаль осенней природы.
Программные задачи:
- продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения,
- расширять представления о пейзажной лирике, передавать в красках
- продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет)
- воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.
Демонстрационный материал:
- репродукция картины В. Поленова «Ранний снег», иллюстрации о поздней осени
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года»)
Раздаточный материал:
- краски акварель
- «непроливайка»
- бумага для акварели
- кисточки
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
- беседы о приметах поздней осени
Ход занятия:
- Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Примерный ответ детей (далее - П. О. Д.): это месяц ноябрь
- Кто помнит стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Уж небо осенью дышало»? Прочти его.
П. О. Д. :
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении?
П. О. Д. : Реже солнышко появляется, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг.
- Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»?
П. О. Д. : у деревьев опали все листья.
- Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний- печальным?
П. О. Д. :
- А какие еще вы знаете стихи о поздней осени?
П. О. Д. :
А. Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
…Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
- Какая осень во всех этих стихах?
П. О. Д. : унылая, хмурая, холодная.
- Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
-А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю?
П. О. Д. : листья поблекли, потемнели.
- Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится?
П. О. Д. :….
- Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота»
Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они –называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают.
- Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить.
Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени.
А вот какая осень у Вивальди.
- Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие?
- Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине?
П. О. Д. : небо затянуто свинцовыми облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег.
- Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью».
- А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень. (
Рисование детьми поздней осени.)
Анализ детских рисунков.
При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.