афанасьева ольга
Конспект интегрированного занятия «Морские обитатели» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Морские обитатели»
Тема: Морские обитатели»
Конспект интегрированной
непрерывной образовательной деятельности
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Морские обитатели“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей : 6-7 лет.
Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Формы организации: подгруппа, группа.
Цель: расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
2. Формировать навык полных ответов на вопросы.
3. Продолжать знакомить с приемами рисования
Развивающие:
1. Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
3. Развивать фантазию, творческое воображение.
4. Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.
3. Воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.
Словарная работа: планктон, китовый ус.
Материалы и оборудование:
Маски морских обитателей, органза /«море»/, звукозапись «А рыбы в море», магнитофон,
для рисования: баночки с водой, кисти, тряпочки, лист бумаги А4, влажные салфетки, палитры, краски, клеенки.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, макет морского дна, камни, набор ракушек, морская звезда, мольберт, электронная презентация «Морские обитатели».
Раздаточный материал:
Маски морских обитателей.
Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию :
Изготовление масок морских обитателей, подбор звукозаписи для физ. минутки «А рыбы в море плавают…», подбор материалов для рисования,подбор акриловых красок/, изготовление макета морского дна, подбор загадки, приветствия, д/игры. Изготовление электронной презентации «Морские обитатели».
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физ. минуток, технических средств.
Предварительная работа с детьми :
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки»; рассказ о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные); беседы о поездках детей к реке, морю.
Индивидуальные беседы о морских обитателях, рыбах.
Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».
Чтение произведений: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронин «Добрая раковина», Энциклопедии о морских обитателях.
Воспитатель: проходите, ребята!
/воспитатель с детьми встает в круг/
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг.
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Вы готовы поиграть?
Можем дружно начинать.
Воспитатель: отгадайте мою загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
Воспитатель: а почему вы подумали, что это море?
Правильно, потому что в море вода соленая и горькая.
Воспитатель: ребята, а хотите отправиться в подводное путешествие и исследовать морской подводный мир?
Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Я знаю волшебные слова, которые сказать нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.
Давайте, закроем глаза!
1 -2 -3 – все замрём!
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
/Дети садятся на стулья, на ткани, изображающей море, находятся маски морских обитателей/
Воспитатель: мы погрузились не глубоко и на время сами станем обитателями подводного царства.
Ребята, сейчас каждый из вас расскажет о морском обитателе, которого знает
/каждый ребенок рассказывает о своем морском животном или рыбе.
Включить презентацию «Морские обитатели»
Цель: познакомить с морскими обитателями.
Слайд №2
Кит -самое большое млекопитающее. Киты бывают усатыми-синий кит /китовый ус/ и зубатыми /кашалот, касатка/, у которых есть зубы, и они нападают на других китов и дельфинов. Усатые киты питаются планктоном.
Планктон - микроскопические животные и растения, которых не видно простым глазом.
Китовый ус-хрящевые пластинки, сквозь которые он втягивает воду в себя вместе с планктоном.
Слайд №3
Скат – у него расплющенное тело. На спине дыхательные отверстия, рот внизу. По бокам расположены электрические органы, их разряд использует для ловли добычи и защиты от врагов.
Слайд№4
Рыба-молот- у рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в одиночку.
Слайд№5
Морской конек -небольшая рыбка. У нее необычная форма тела. На теле много шипов. Добычу втягивает вместе с водой хоботком. Цепляется хвостом за плавники других рыб и путешествует.
Слайд№6
Морская звезда -название животное получило из-за формы тела. Конечностей может быть от 5 до 40, которыми она открывает раковины моллюсков. Рот расположен на нижней стороне тела. У него есть острые шипы
Глаза расположены на кончиках лучей -ножек.
Слайд№7
Акула- самый опасный морской хищник. Отлично видит, слышит. У нее несколько рядов больших, острых зубов, которые растут всю жизнь. У нее нет костей, хребет состоит из мягких хрящей.
Не может жить не двигаясь, даже когда спит, она все равно плывет. Движение помогает воде протекать через жабры и отдавать рыбе много кислорода.
Слайд№8
Медуза – древнее животное. Без воды жить не может. Некоторые виды опасны и ядовиты. Тело бывает разной формы: в виде зонтика, купола, диска.
Питается мелкими морскими животными.
Слайд№9
Осьминог – хищник, питается крабами, моллюсками. Парализует добычу ядом из щупалец. Хорошо маскируется, его окрас меняется под цвет камней и водорослей. Хорошо плавает и ходит по дну.
Слайд№10
Дельфин- млекопитающее животное, оно вскармливает своих детенышей молоком. Несмотря на то, что у дельфина есть, плавники и хвост, у него нет жабр, как у рыб. Дельфин дышит кислородом из воздуха.
Воспитатель: ну, вот мы познакомились и узнали про морских обитателей больше. А сейчас предлагаю вам отдохнуть с мистером крабом. Физминутка
Воспитатель: что ж, мои маленькие рыбки! Мы с вами отдохнули и я хочу поиграть с вами в еще одну игру «Кто быстрее догадается»
Воспитатель называет признаки морского обитателя, тот ребёнок, который быстрее всех правильно его назовёт, получает картинку.
- Это животное ядовито, состоит из воды, дышит всем телом, по форме похоже на зонтик. Глаза находятся на щупальцах. Может светиться в темноте. (Медуза).
- Это животное хорошо различает запахи и звуки. У него острые зубы, которые растут в несколько рядов. Быстро плавает. Может напасть на человека. (Акула).
- Это животное живёт на дне. Охотится ночью. У него мягкое тело, которое может изгибаться во все стороны. У него восемь щупалец. (Осьминог).
- Это животное может глубоко нырять, поднимается на поверхность воды, чтобы дышать воздухом. Он выбрасывает огромный фонтан воды. Это самое крупное животное на Земле (Кит).
- у этой рыбы необычная форма головы. Глаза расположены далеко друг от друга, но все равно у нее хорошее зрение. Любимое лакомство -скаты. Охотится ночью, всегда в (рыба молот).
- Эти животные дышат лёгкими, как человек, умеют переговариваться между собой, могут повторять человеческие звуки. Живут в стаях, помогают друг другу и людям. (Дельфины).
- Эти животные бывают разного цвета. Это хищник, передвигается медленно. Обитает на дне, может зарываться в песок. У него есть острые шипы. Если враг откусит часть тела – оно вырастет заново. (Морская звезда).
- Эти животные всегда плавают. Окраска разного цвета. Тело покрыто чешуёй, есть плавники, хвост. Дышат жабрами. Бывают растительноядные и хищные. (Рыбы).
Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте
Нужно вам закрыть глаза.
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем наоборот.
Как рыбешки покружиться
Чтоб в саду нам очутиться.
Воспитатель: давайте наших морских обитателей отпустим обратно в «море».
/Дети возвращают маски рыб и морских животных в «море»/
Воспитатель: для того, чтобы вы лучше запомнили наше подводное путешествие, я предлагаю нарисовать обитателей морских глубин-рыбок.
Воспитатель: проходите на свои места и приготовьтесь к работе.
/Дети проходят на места/
Прежде чем приступить к украшению рыбок, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок»
Цель: развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение, развивать моторику рук.
Пять маленьких рыбок играли в реке
(волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на воде
(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(выполняем ныряющее движение)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать»
(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).
Четвертая стала чуть – чуть замерзать
(быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
(ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.
(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).
Воспитатель: сейчас подумайте, как вы украсите свою рыбку, главное, чтобы она стала красивая и нарядная. Возьмите правильно кисточку, набирайте краски немного и приступайте к работе.
/Дети раскрашивают рыбок/
Воспитатель: итак, закончили работу, пусть ваши рыбки останутся на столах, а мы потанцуем.
Танец «Рыбы в море»
Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику.
Воспитатель: хорошо потанцевали, а сейчас каждый из вас возьмет свою рыбку и разместит на морском дне.
Посмотрите какая красота получилась, теперь нашим морским обитателям не будет одиноко.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Какой обитатель моря или океана вам запомнился? И мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, рассказывали и играли, а еще красиво раскрасили рыбок.