Анжела Аксенова
«Звук-волшебник». Конспект интегрированного занятия многовидового типа по музыкальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия многовидового типа по музыкальному воспитанию
«Звук волшебник»
Цели:
- создать в детском саду творческую атмосферу, открыть перед детьми прекрасный мир звуков;
- способствовать развитию психических процессов: вниманию, памяти, мышлению, ощущению и музыкальному слуху:
- воспитывать стремление к сотрудничеству, обогащая внутренний мир детей.
Задачи:
- с помощью всех видов музыкальной деятельности прививать интерес к знакомству с музыкальными инструментами и овладевать навыками игры на них;
- улучшать технику звукоизвлечения во время игры на бубнах, ложках, колокольчиках и других самодельных шумовых инструментах;
- осваивать игре на металлофонах, знакомясь с азами музыкальной грамоты;
- дать возможность каждому ребенку самовыразиться в свободной импровизации во время игры на инструментах.
Оборудование:
- металлофоны и различные самоделки-шумелки;
- карточка с изображением нотоносца и лесенка с цветным символическим изображением нот;
- нотный стан
Красный-до,
Оранжевый-ре,
Желтый-ми,
Салатовый-фа,
Зеленый-соль,
Голубой-ля,
Синий-си;
- музыкально-дидактическая игра «Солнышко»;
- карточки- звукоряды и палочка,
-кукла;
- портреты композиторов П. И. Чайковского и М. П. Глинки;
-фонограмма пьессы П. И. Чайковского «Новая кукла»;
- коробка с конфетами-шумелками;
- колокольчики;
-карандаши на каждого ребенка;
- фонограмма музыки «Вступление к киножурналу Ералаш»;
- костюм клоуна;
- чемодан с музыкальными инструментами;
- музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» (ложки, бубны, металлофон, колокольчик, «шумелки»);
- карточки с символическим изображением мелодии «8 марта» и «Во садули ли в огороде»;
- музыкальные инструменты.
Ход занятия
(Звучит оркестровая пьеса, дети спокойно входят в зал и встают полукругом, лицом к гостям. В центре – стол. На нем: металлофон, молоточки, палочки, «шумелки», колокольчики, расчески.
Муз. руководитель: Спасибо, что пришли сегодня к нам. Давайте дети, мы представимся гостям.
(Дети берут любой инструмент и, пропевая свое имя, поддерживают пение ритмически)
«Представление»
Воспитатель: А сейчас, детвора, поздороваться пора! (а,капелла)
Доброе утро!
Музыка Н. Бордюг, слова Э. Костиной
Воспитатель: Что такое звук, ребята?
Дети: Это то, что мы слышим.
Воспитатель: Это гром, капели звон
Или вьюга свищет.
(Музыкально – ритмическое упражнение: тихо-громко, быстро-медленно, высоко-низко)
Воспитатель:
Можно громко бить в ладоши (хлоп-хлоп-хлоп)
Потом тихо пошуршать. (поглаживание ладошек)
Звук вверху поет, как птичка (рука вверх)
Или низко, словно мишка (рука вниз)
Начинает он рычать
Может медленно и важно (воспитатель палочками, дети-пальчиками)
Время суток отмечать
Если хочется конечно
Можно и похохотать!
Муз. руководитель:(показывает портрет Баха)
Дети:(отвечают)
Муз. руководитель:
Бах- серьезный композитор,
Мессы, фуги сочинял.
Но однажды ранним утром,
Сам себя он не узнал.
Открывает он глаза,
Лучик солнечный резвится
Веселится егоза.
Строгий Бах с постели встал,
Пьесу «Шутка» написал.
(И. С. Бах «Шутка» оркестровая импровизация)
Воспитатель:
Человек давным давно
На земле живет
И со звуками природы
Дружбу он ведет.
Муз. руководитель: Ответьте, дети, быстро мне-какой музыкальный инструмент самый первый возник на земле?
Дети: Человеческий голос.
(Распевка: работа над чистотой интонации, развитие звуковысотного слуха. Метод подражания.)
Музыкальное эхо. Музыка М. Андреевой
(Закрепление теоретических знаний)
Муз. руководитель:
Звуки те, что мы поем-
Дети: Музыкальными зовем.
Воспитатель:
Мы в ладоши ударяем
И ногами в ритме бьем.
Эти чудо-инструменты-
Дети: Шумовыми назовем. (Закрепление теории)
Воспитатель: А если соединить все вместе: хлоп-хлоп, топ-топ и голос с песней?
(Эксперимент: взаимодействие музыки и шумовых звуков)
Два притопа, три прихлопа. Слова и музыка С. Г. Насауленко
(дети садятся)
Муз. руководитель:
Слышится журчанье речки,
Шелес листьев, пение птиц.
Человек придумал способ
Эти звуки сохранить.
Лист бумаги, пять линеек,
Основных семь звуков-нот.
И с тех пор все звуки-знаки
Гордо музыкой зовет.
(Показ нотоносца)
Воспитатель: Есть у радуги семь красок,
Реб: А у музыки семь нот.
Только кто же без подсказок
Эти нотки разберет.
Реб: Будто капельки похожи,
Разместить мы их не можем.
Вот что: ноты все украсим
Словно радугу раскрасим.
Вместе: И запомним сразу мы,
Где тут фа, а где тут ми.
Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и нотки-детки»
(Закрепление понятия: нота-знак, изображение звука)
Воспитатель: Я, солнышко лучистое
Очень, очень чистое.
Люблю я умываться,
И в лужицах купаться.
Мои детки засмеялись,
По лужайке разбежались.
Помогите их собрать
И по имени назвать.
(Вращается диск солнышко, открывается первая ступень-красная «до». Запоминание по ассоциации с цветом. Пропевается и т. д. Дети показывают расположение нот на нотном стане)
Муз. руководитель:
Если звуки спеть подряд-
Это будет звукоряд.
Реб: Звукоряд, звукоряд!
Встали ноты на парад.
В звукоряде восемь нот.
Их скрипичный ключ ведет.
(дети показывают скрипичный ключ)
Музыкальная грамота
1). Закрепление звукоряда: пропевание с показом (сольмизация)
2). Ритмическая игра «Семья». Начало знакомства с длительностями (долгий и короткий звук). Исполнение на любом шумовом инструменте. Собрать карточки.
Воспитатель: (качает куклу)
Кукла бедная больна,Просит музыки она.
Если ей понравится,
То она поправится.
Слушание
(П. И. Чайковский «Болезнь куклы», звучит фрагмент пьесы.)
Муз. руководитель: Как называется пьеса? (Ответы детей)
Найдите портрет композитора, написавшего эту пьесу и назовите его имя. (П. И. Чайковский)
Воспитатель:
Кукла больше не больна.
К нам подружек привела.
Принесла конфетки не простые,
Посмотрите-вот какие. (Открывает коробку)
Музыка Чайковского,
Шумовой эффект от нас.
Слушайте конфетный вальс! (Подыгрывают «конфетки» и колокольчики)
(Звучит «Вальс» П. И. Чайковского из «Детского альбома» .Девочки исполняют импровизированный танец с куклами.)
Муз. руководитель:
У меня карандаши не для рисования.
Стоит только в руки взять- начинают танцевать.
В ритме быть стараются.
А какими инструментами они называются?
Дети: Шумовыми.
(Дети садятся по-турецки. В руках-два карандаша. На полу-дощечки.)
Детская полька
(Дети садятся на стульчики. Звучит музыка из детского киножурнала «Ералаш». Входит клоун с чемоданом.)
Клоун Дудка: Здравствуйте, я- клоун Дудка, музыкант! У меня большой талант! Я по свету хожу, весь оркестр с собой ношу.
А у вас есть таланты-любители музыканты.
Дети: Да.
Клоун Дудка: Новое задание: память, слух, внимание.
Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?»
(игра на ложках)
Клоун Дудка: Отгадали, крошки-получите ложки. (Раздает всем ложки.)
Слышу где-то всадник скачет на коне горячем.
(Ритмическая репетиция: правильно держать ложки.)
Песня «Всадник» Муз: П. Дубравина, слова Е. Ф. Елесеевой.
Клоун Дудка: А сейчас попробуйте угадать, сколько и какие инструменты будут звучать?
Дети: Бубны, ложки. Два инструмента.
Клоун Дудка: Мы не только музыканты и певцы,
Мы с ложками и бубнами-
Танцоры-удальцы!
Танец «С ложками и бубнами» обработка И. Арсеевой
Клоун Дудка: Чемодан мой, ох не прост,
Новый задает вопрос. (Играет на музыкальном инструменте)
Дети: Металлофон.
Клоун Дудка: Алле,ап! Внимание!
Супер трудное задание! (Металлофон, колокольчик,шумелки.)
Музыкальный руководитель: Для начала пропоем нотками всю песенку,
А потом в своем оркестре поиграем весело!
Песня с оркестром «Восьмое марта»
(1. Сольминация с металлофонами. 2. Ритм-репетиция. 3. Общее исполнение.)
Восьмое марта Слова М. Долинова. Муз. Е. Тиличеева
Клоун Дудка:
Кто оркестром управляет-
Дирижером называют.
А сейчас пора всем вместе,
Нам сыграть в большом оркестре.
Звучит песня «Во саду ли, в огороде»
Воспитатель: На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нем.
Клоун Дудка: У собачки-
Дети: Конура.
Клоун Дудка: У лисички-
Дети: Нора.
Клоун Дудка: У совы-
Дети: Дупло.
Клоун Дудка: У птички-
Дети: Гнездо.
Воспитатель: В доме и на улице,
В рощице и в поле,
Звуки шумовые
Всегда живут на воле.
Клоун Дудка: Отгадай загадку, маленький мой друг:
Где живет по твоему
Музыкальный звук?
Верный лишь один ответ.
Его домик- музыкальный инструмент…
Дети: Фортепьяно, скрипка, саксофон, балалайка, контробая, аккордеон.
Песня «Музыка-Птица» Музыка И. Агафоновой., слова М. Пляцковского.
Воспитатель: Нам пришла пора прощаться,
Будем дальше заниматься,
Чтобы в следующий раз
Вновь порадовать всех вас!