алсу сафина
Конспект интегрированной ООД, тема: «Краски музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать музыкальные способности дошкольников через художественно- творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать звуковысотный, ритмический тембровый и динамический слух.
2. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, ритм, тембр).
3. Совершенствовать певческий голос и вокально – слуховую координацию.
4. Учить придумывать движения, отражающие содержание песни.
Публикация «Конспект интегрированной ООД, тема: „Краски музыки“» размещена в разделах
5. Учить видеть красоту созданного изображения.
6. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный).
7. Совершенствовать умение соотносить цвет с музы кой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
Развивающие:
1. Развивать воображение и творческую фантазию.
2. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления.
3. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательные:
1. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
2. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Журналы: «Музыкальный руководитель в детском саду»№2,2014год, №4, 2015год
«Справочник музыкального руководителя» №9 ,2014 год,
3. Музыкальный материал : Вивальди «Времена года», Дебюсси «Арабеска», пьесы из СД диска «Праздник каждый день».
4. Нотный материал: «Танец» Кабалевский, Бетховен «Прощание с фортепиано», Глинка «Полька», Мусоргский «Учимся плясать».
Материал для занятий:
• музыкально-дидактический материал
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• салфетки;
• стаканчик с водой
• музыкальные инструменты : погремушки, колокольчик.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, дорогие ребята и наши гости! Мы приходим в музыкальный зал, где волшебная музыка дарит нам свои чудесные мелодии: грустные и веселые, нежные и задорные, колыбельные и плясовые. Без музыки в мире не прожить, она, как волшебный цветок, дарит радость и счастье, нежность и любовь.
Давайте ребята сначала мы с вами настроимся на музыку, чтобы наши голоса проснулись, споё м распевочки: «Здравствуйте» (секунда, терция, «Мы поём» (мажорное трезвучие).
Показ слайда №1
Тема нашего занятия называется «Краски музыки». А почему она так называется,мы сейчас с вами узнаем.
Ребята, мы знаем, что музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано). «Громко и тихо» – это динамические краски, или динамические оттенки. (Показ слайда «Динамика»)
Показ слайда №3,
Посмотрите ребята на эту картину, что здесь изображено и какими красками художник нарисовал эту картину
Дети отвечают.
Здесь изображено спокойное море – голубой краской, яркое солнце – жёлтой краской, чистое небо – белой краской.
Слушание музыки : Дебюсси «Арабеска»
Показ слайда №4
А здесь мы видим тёмные, холодные тона: именно такими красками художник нарисовал бушующее море, ураган, тёмно-синие хмурые тучи.
Слушание музыки : А. Вивальди Времена года. Лето.
Сейчас я расскажу вам сказку про кота. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на колокольчиках, а когда громко – на бубнах. (Дети разбирают музыкальные инструменты). Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.
(тихо)Жил кот Василий. Ленивый был кот.
(громко)Острые зубы и толстый живот.
(тихо)Очень тихо всегда ходил
(громко) Громко, настойчиво кушать просил
(тихо)Да потихоньку на печке храпел
(тихо) Кот, как-то раз, видит сон вот такой:
(громко)Будто затеял с мышами он бой.
-Громко крича, он их всех исцарапал
-Своими зубами, когтистою лапой.
(тихо) В страхе тут мыши тихо взмолились:
-Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
(громко)Громко воскликнул тут Васенька «Брысь»!
-И врассыпную они понеслись.
Муз. Руководитель: Молодцы ребята. Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр. (Слайд№5) У каждого человека свой тембр голоса, например у наших мам, тембр голоса мягкий, нежный. А у наших пап тембр голоса низкий, грубый. А у вас, детей, совсем другой тембр голоса. Так и у музыкальных инструментов разные тембры.. Скажите ребята, какие инструменты, здесь изображены. Сейчас мы с вами проведём «угадайку». Нужно будет угадать по тембру звучания - какой это инструмент играет.
Слушание музыки :Звучат музыкальные инструменты : флейта, барабан, ксилофон, балалайка и скрипка.
Муз. Руководитель: Молодцы ребята! А теперь я хочу сыграть вам ряд звуков. (Играет на инструменте до мажорный звукоряд). Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка. Чего – то не хватает? Позовём на помощь краску музыки – ритм (слайд № 6). Его нам подскажут следующие слова: «Мы идём с цветами. С яркими флажками». Давайте прохлопаем вместе со мной. А сейчас, споём на одном звуке и прохлопаем ритм получившейся песенки. Ну как, так на много лучше? А украсила нашу песню – краска ритм. Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию.
Муз. Руководитель: А сейчас, послушайте пожалуйста, пьесу, я сыграю её два раза, но по разному. (исполняет пьеса в быстром и медленном темпе) : Как изменилась песня? Когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом. (Слайд № 7)
Муз. руководитель: А теперь ребята, вспомним какие бывают регистры. Регистры бывают: высокие. Средние, низкие, и очень низкие. (сопровождается игрой на фортепиано)
Муз. руководитель: сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру, которая называется «Колобок». (раздача музыкально-дидактического материала). (Слайд № 8, 9, 10) . Посмотрите ребята на свои карточки: зайка- это высокий регистр, лиса – это средний регистр, волк – это низкий регистр, а медведь -самый низкий регистр. Я буду играть вам на фортепиано пьесы, в определённом регистре, а вы будете подставлять нужную карточку в окошечко с тем животным, который отображает данный регистр.
Муз. Руководитель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
Муз. Руководитель: А теперь, ещё раз закрепим наши знания и назовём краски музыки. (Слайд №11)
А сейчас, с вами проведём физкультминутку.
Дети встают в круг.
Дети рассаживаются на стулья.
Муз. Руководитель: ребята, скажите пожалуйста, какие ваши любимые цвета.
Дети отвечают.
А вы знаете, что музыку то же можно изобразить красками. Если музыка мажорная, светлая, нежная, ласковая, что можно нарисовать и какими красками можно изобразить её?
Дети отвечают.
А если, музыка минорная, взволнованная, громкая и пугающая., то какими красками можно её изобразить?
Дети отвечают:
Муз. руководитель: Ребята, давайте с вами послушаем две разнохарактерные пьесы.
Слушание музыки :
Дети высказываются, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.
Муз. руководитель: ребята, сейчас мы с вами отобразим ваши чувства от прослушенной музыки на листах бумаги. На левой стороне бумаги, нарисуйте весёлую, светлую, яркую музыку, а на правой стороне бумаги – грустную, печальную музыку.
Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения.
После окончания работы, дети убирают рабочий стол.
Муз. руководитель: Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались, изобразить на своих листах – музыку. Я благодарю вас за хорошее занятие. Досвидание ребята.
Дети встают, строятся и под музыку выходят из зала.