Ольга Бакуменко
Конспект интегрированного занятия «Какие краски у зимы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Колосок»
Акбулакского района Оренбургской области
Конспект интегрированного занятия
«Какие краски у зимы»
по художественно-эстетическому
развитию (рисование)
в старшей группе
Автор:
Бакуменко Ольга Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок»
Акбулак 2022
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Какие краски у зимы“» размещена в разделах
Технологическая карта образовательной деятельности по теме: «Зима» в старшей группе
Организационная информация
Примечание
1.
Доминирующая образовательная область
Художественно-эстетическое развитие
2.
Вид деятельности детей
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Методическая информация
1.
Тема образовательной деятельности
«Какие краски у зимы»
2.
Методы и приемы реализации содержания занятия
Вопросы воспитателя, объяснение, поощрение детей, художественное слово – загадки, стихотворение.
3.
Интеграция образовательных областей
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4.
Характеристика аудитории:
Дети старшей группы.
5.
Цель:
Расширять представления о зиме, развивать эстетический вкус и художественное восприятие.
6.
Задачи:
6.1
Образовательные задачи:
Дать представление о таком времени года, как зима: снег, снежинки, снегопад, сугробы;
формировать навыки рисования приемом тычкования;
формировать представления о форме снежинок.
6.2
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы;
развивать умения создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор детей;
развивать память, внимание, стремление узнать новое.
6.3
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию умения работать в группе. Воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам.
7.
Планируемые результаты:
7.1
Обучающие
Ребята имеют представление о таком времени года, как зима: снег, снежинки, снегопад, сугробы;
могут сформировать представления о форме снежинок.
7.2
Развивающие
У детей совершенствуются наблюдательность, любознательность, память и внимание.
Дети умеют создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.
У детей появляется стремление узнать новое.
7.3
Воспитательные
Ребята умеют работать в группе, общаться в процессе работы, доброжелательно относиться друг к другу.
8.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Проектор, экран, конверт с загадками, волшебная посылка, иллюстрации с зимним пейзажем, снежинки, мешок с подарками, краски голубого и белого цветов, кисточки, лотки с раствором из крахмала, шпажки, бумага, салфетки и стаканчик с водой.
9
Возможные затруднения и способы преодоления.
Затрудняются ответить на вопрос - а что снежинки умеют делать? (кружиться, летать, падать и др.)
Решение: показать наглядно, как снежинка падает, летит, кружится.
Ребята затруднялись накладывать листы на воду.
Решение: воспитатель наглядно показала, как это делается.
10
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением зимы; наблюдение за явлениями окружающей среды на прогулках; за тем, как падает снег; отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях; проведение подвижных игр на зимнюю тематику; подготовка к работе в технике «Эбру».
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I.
Вводная часть. 5 мин.
Воспитатель: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу, и птицам.
- Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро - длится до вечера!»
Доброе утро, дорогие ребята!
Дети входят в группу.
слайд 1
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации).
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила волшебницу, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее был сундучок, конверт и сказочный мешочек. Она попросила передать это все для вас. Давайте посмотрим, что же в конверте и я думаю мы поймем, кто была эта волшебница? (ответы детей)
Открываем конверт, а он говорит женским голосом
В группе на ковре лежат снежинки
(с загадками).
Сюрпризный момент (голос зимы Приложение 1) слайд 2 - 3
1.2
Мотивация деятельности детей.
В: У детей возникло желание помочь Зиме запечатлеть рисунки, такие же, как она приготовила на выставку для своих гостей.
1.3
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога).
В: Ребята, как мы можем помочь Зиме? (нарисовать рисунки) А какие рисунки мы будем рисовать? (О зиме). А для того, чтобы мы лучше могли представить о том, что мы будем рисовать, нам Дарина прочитает одно стихотворение, слушайте внимательно.
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
слайд 4
слайд 5
II
Основная часть:
2.1
Актуализация ранее приобретенных знаний.
2 мин
Воспитатель: Сейчас на улице зима. Давайте с вами рассмотрим, какая бывает зима (на презентации изображена иллюстрация зимнего времени года, дети их рассматривают).
Ребята, а теперь расскажите, какая зима бывает?
(снежная, холодная, морозная, красивая,серебряная, сказочная, долгая, суровая)
Физкультурная минутка.
А давайте, и мы с вами побудем белым пушистыми снежинками!
Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине (зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться).
А что зимой падает с неба? (снег)
Какой бывает снег? (мягкий, белый, холодный, пушистый, серебристый и др.)
А из чего состоит снег? (из снежинок)
Кто может сказать, какие бывают снежинки? (легкие, красивые, белые)
А что снежинки умеют делать? (кружиться, летать, падать и др.)
Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово : снегопад.
слайд 6
слайд 7
Дети встают произвольно на паласе и выполняют
движения по тексту. (Приложение 2)
Дети сидят на стульях и отвечают на вопросы.
слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
2.2
Добывание (сообщение и приятие) нового знания.
12 мин
Воспитатель: А вы ребята, любите зиму? Что вам нравится зимой? (играть в снежки, кататься на санках, ледянках, лепить снеговика и др.)
И я очень люблю зиму, особенно за её красоту.
Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Предлагаю занять
свои места. Ребята у нас на столах лежат: краски разных цветов,кисточка, лотки с раствором, шпажки, бумага, салфетки и стаканчики с водой.
- Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (рисовать)
- Можно ли рисовать по воде? (да) Почему? (краска не растворяется в воде).
С помощью этих предметов можно рисовать рисунки в технике, которая называется «Эбру». Мы с вами уже познакомились с этой техникой рисования. Мастера с помощью объединения цветов на воде создаютцелые шедевры. Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая (работа парами).
Чтобы «достать» рисунок из воды, нужна бумага. Давайте
накроем ею получившиеся картины и оставим их так на некоторое время, чтобы рисунок «Эбру» смог на ней отпечататься. (Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги).
Воспитатель: А пока наши работы будут готовы, мы с вами поиграем (воспитатель открывает волшебную посылку и достает белые бумажные снежинки)
Посмотрите какие красивые снежинки! А как их много!
Воспитатель: Какие молодцы, как весело играли!
Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: «Да»! Посмотрите, какие необычные яркие рисунки у нас получились.
Давайте положим наши работы на стол, чтобы они высохли. Когда рисунки высохнут, мы с вами сложим в большой конверт, который я приготовила, и отправим Зиме!
В: Ребята, Зима просила передать вам угощения, за то, что вы смогли помочь ей в беде! И присылали рисунки!
(Воспитатель достаёт угощение от зимы для детей)
Дети садятся за столы и приступают к выполнению задания
слайд 12
Танец со снежинками (Приложение 3)
Выполняют
движения по тексту. Игра со снежинками
(звучит мелодия)
Сюрпризный момент
III.
Заключительная часть – обобщение знаний. 1 мин
Воспитатель: Наше занятие заканчивается.
- Что понравилось на занятии?
- Что было интересно?
- Что было трудным?
- Как называется эта техника, с помощью которой, у вас получились разноцветные, яркие рисунки? (ЭБРУ)
Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.
Отвечают на вопросы.
слайд 13
Приложение 1
Обращение Зимы
Здравствуйте ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы должны отгадать, кто же я!
С каждым днем всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома,
Значит, к вам пришла (зима)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали!
Голос Зимы : Ребята, у меня приключилась беда. Совсем недавно я готовилась к выставке рисунков. Со всего света ребята присылали мне рисунки, но вчера поднялась снежная буря и унесла мой почтовый ящик вместе с рисунками детей о зиме. А завтра ко мне на выставку приедут гости. Как же мне быть теперь, что же мне делать?
Приложение 2
Физкультминутка
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(Руки вверх, покачивания руками над головой).
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Присели, руки опустили)
И под утро снегом
(Встали, покружились на месте)
Поле забелело,
(Руки на поясе, повороты туловища влево – вправо)
Точно пеленою
Всё его одело.
Приложение 3
Игра со снежинками
Мы белые снежинки, - дети бегут («летят») со снежинками по кругу
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки - машут снежинками, подбрасывают их
Мы всё запорошим
Покружимся над садом – кружатся со снежинками
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом – приседают
С таким же, как мы
Танцуем над полями, - образуют хоровод, бегут по кругу
Ведем свой хоровод
Куда не знаем сами, - кружатся со снежинками, подбрасывают их
Нас ветер понесет.
Какие молодцы, как весело играли!
Очень красивая белоснежная зима у вас получилась! (дети вместе с воспитателем рассматривают работы и вспоминают, какую краску и какие приемы рисования использовали).
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.
2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
3. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ / / Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 333 с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «КАРАПУЗ», 2009. – 208., переиздание дораб. и доп.
5. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». Академия развития. 2007 г.