Татьяна Брюхова
Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию связной речи «Прогулка в зимний лес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: усвоение понятий: гласный звук, согласный звук (твердый и мягкий).
Задачи:
1. Закреплять умение выделять гласный звук в середине слова.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картине.
4. Развивать логическое мышление и тактильное восприятие.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал, оформленный как зимний лес.
Учитель-логопед читает стихотворение «Снег идет» М. Познанской
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Публикация «Интегрированное занятие по обучению грамоте и развитию связной речи „Прогулка в зимний лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто же это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?
Учитель-логопед: - Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О зиме)
Учитель-логопед: - Вы хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (Да)
Учитель-логопед: - Для этого нам нужен проводник, который проведет нас через сугробы по следам. (Выбирают ребенка-проводника. Педагог обращает внимание на следы, разложенные на полу. Ребенок-проводник, шагая по следам красного цвета, называет любой гласный звук, синего – твердые согласные, а зеленые – мягкие согласные. Дети произносят звуки, шагая по следам за проводником.)
Учитель-логопед: - Какая красивая елочка! Давайте поиграем вокруг нее (педагог произносит любой звук, а дети на твердый согласный поднимают руки вверх, на мягкий согласный приседают, а на гласный звук пальцами показывают открытый ротик).
Учитель-логопед: - Посмотрите, под елочкой лежит красивая коробка! Что же в ней? (Шарики синего, красного и зеленого цвета). Педагог предлагает украсить ими елочку. Чтобы повесить шарик на елочку нужного цвета, необходимо правильно назвать звук (твердый или мягкий согласный, гласный звук).
Учитель-логопед: - В этой красивой коробке есть еще гласные буквы. Педагог произносит слова «ком», «лес», «лёд» и предлагает детям назвать гласный звук в этих словах, найти соответствующую букву и повесить ее на елочку.
Учитель-логопед: - Что еще лежит в коробке? (Красивые снежинки). Я вам буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, которые можно образовать от слова «снег». Каждым снежным словом – снежинкой мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.
-Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
На поселки, на лужок
Выпал беленький … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Учитель-логопед: - Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы укрыли елочку и поместим эти слова в красивую коробку – копилку слов (дети называют слова).
Педагог обращает внимание детей на то, что на дне коробки лежат карточки с напечатанными словами. Предлагает детям их прочитать (кован, колдован, путан).
Учитель-логопед: - Какие-то они непонятные. А здесь еще лежит бука «О». Давайте поставим ее впереди слов и посмотрим, какие слова получатся (окован, околдован, опутан).
Учитель-логопед: - Как вы думаете, о чем так можно сказать? (О лесе).
Учитель-логопед: - В какое время года лес стоит окован, околдован и опутан? (Зимой).
Учитель-логопед: - После какого времени года наступает зима? (После осени.)
Учитель-логопед: - А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, с метелью и вьюгой.
Звучит музыка, и педагог читает стихотворение «Зимняя сказка».
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках всё катается.
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор с свежей елочкой.
Физкультминутка.
Педагог берет в руки веточку настоящей елки и предлагает детям посмотреть на нее вверх, вниз, в правую, левую сторону. Затем тоже самое повторяют с искусственной веточкой.
Учитель-логопед: - Закройте глаза и на ощупь отгадайте, с какой елки веточка (игра «Еловая лапа»).
Учитель-логопед: - Молодцы. Вы украсили елочку, отдохнули, а теперь отправляйтесь дальше в путешествие.
II часть. Учитель- логопед обращает внимание детей на предмет, укрытый белым пуховым платком.
Учитель-логопед: - Чтобы узнать, что находится под платком, нужно придумать много красивых слов к слову «снег» (дети передают друг другу снежинку и называют слова - определения).
Учитель-логопед: - Вот картина и открылась! (Дети рассматриваю картину).
Учитель-логопед: - Посмотрите, у меня в руках зимняя палитра. Оказывается, у зимы есть не только белая, но и разноцветные краски. (Воспитатель достает из палитры зеленую полоску и предлагает детям назвать, что есть на картине зеленого цвета. Дает ребенку подзорную трубу из плотной бумаги. Ребенок находит зеленую елочку).
Учитель-логопед: - Составь короткий рассказ о елочке. Расскажи, какая она, на что похожа?
Учитель-логопед достает белую полоску – ребенок рассказывает о зайце. Достает рыжую полоску – рассказ о лисе, коричневую полоску – рассказ о лосе, красную – о снегире.
Учитель-логопед: - Вот мы с вами и рассмотрели всю картину. Теперь осталось раскрасить ее словами. У каждого рассказа есть начало, середина и конец. (Выставляет розовую полоску – это будет начало). Давайте придумаем его вместе.
Наступила … Выпал … Покрыл землю …
Учитель-логопед: - Сейчас раскрасим словами середину рассказа (выставляет желтую полоску).
Красуется елочка … На макушку надела … Сидит под кустом … А вот стоит огромный лось, похожий на … На елке сидит красногрудый … Он прилетел поклевать …
Учитель-логопед: - Давайте придумаем конец рассказа (голубая полоска).
Стоит зимний лес, как будто … Но жизнь в нем … И каждый занят … Каждый готовится к …
Учитель-логопед предлагает ребенку составить весь рассказ по плану (другие дети могут ему помочь).
Дома детям предлагается пересказать составленные рассказы родителям (учитель-логопед дарит каждому ребенку план рассказа из полосок розового, желтого, голубого цвета). В конце занятия дети возвращаются из «зимнего леса» под музыку в группу.