Елена Морнева
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Бабушкины пряники»
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Бабушкины пряники»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №119 г. Липецка
Морнева Елена Витальевна
Цель: знакомство детей со старинными способами изготовления лепных пряников, в разнообразии видов (козули, тетеры, витуши).
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста „Бабушкины пряники“» размещена в разделах
Задачи: - продолжать учить работать с тестом: делить на части, раскатывать, лепить пряники из валиков и жгутов;
- развивать интерес к истории и традициям национальной культуры;
- воспитывать любовь к своей семье, желание сохранять и привносить семейные традиции, отвечающие национальным.
Предварительная работа: чтение истории «Как медовый хлеб превратился в пряник», изготовление лепных пряников для показа детям на занятии; подготовка соленого теста.
Материалы и инструменты: для показа детям – лепные пряники; готовое тесто или компоненты для его замешивания; изюм или гвоздика для оформления изделий.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит музыка
- Ребята, давайте станем в круг, поприветствуем друг друга и пожелаем чего-нибудь хорошего.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
(Дети передают друг другу бубен и произносят пожелания)
2. Чтение стихотворения «Пряничные человечки» (из шведской народной поэзии):
Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение «Пряничные человечки»
Нас трое, мы явились из пряничной страны.
На нас рубашки сладкие и сладкие штаны.
Мы пробыли сегодня в дороге целый день,
У нас глаза-изюминки и шапки набекрень.
Мы сделаны из теста и в гости к нам пришли,
Но пряничного козлика с собой не привели.
Ему не захотелось из печки вылезать.
Просил он нам горячий привет свой передать.
3. Беседа
Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?
- А вы хотите увидеть пряничного козлика, который не захотел вылезать из печки и просил передать свой горячий привет?
Показывает самодельный лепной пряник – «козулю»
Воспитатель: - Ребята, вы любите пряники? А где вы берете пряники? (ответы детей)
- Как вы думаете, а в магазине откуда появляются пряники? (предположения детей)
Воспитатель: - Да, сейчас самые разные пряники можно купить в любом магазине и сколько угодно. Но так было не всегда. В старину пряники ели только по праздникам. А еще по праздникам любили играть в веселые игры. Предлагаю вам поиграть в одну из них.
4. Русская народная игра «Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг напротив друга. Между ними садится «пирог» (ребенок с шапочкой на голове). Остальные игроки начинают дружно расхваливать его:
Вот он, какой высоконький!
Вот он, какой широконький!
Вот он, какой мякошенький!
Режь его да ешь!
После этих слов по одному игроку из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до «пирога» и дотронется, тот уводит его с собой. На место «пирога» садится игрок, проигравшей команды
5. Беседа о том, как медовый хлеб превратился в пряник
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как же вообще наши предки придумали пряник. Из чего его делали?
- Что добавляли в пряничное тесто, чтобы оно стало ароматным?
Воспитатель: - На Руси с древнейших времен был известен «медовый хлеб» - лепешки из ржаной муки с медом и ягодным соком. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять местные травы и коренья. А когда на Руси появились экзотические пряности, их тоже стали добавлять в «медовый хлеб». Так и превратился «медовый хлеб» «пряник» - от слов «пряность, пряный»
По ходу рассказа демонстрирует иллюстрации старинных пряников – «козули», «тетеры», «витуши»
Воспитатель: - Посмотрите на эти пряники. Похожи они на те пряники, которые мы привыкли покупать в магазине? (ответы детей)
- Как вы думаете, как можно сделать такие пряники? (предположения детей)
- Какие фигурки они вам напоминают? (если дети затрудняются, делает подсказки)
Воспитатель: - Действительно и козуля, и витуша, и тетерка напоминают глиняные игрушки. Поэтому и лепить их можно такими же способами, только из специального пряничного теста.
Показывает на схеме и уточняет технику лепки скульптурным способом на основе широкого короткого и узкого длинного цилиндра.
Воспитатель: - Ребята, давайте отправимся в пекарню и попробуем изготовить пряники витули, козули и тетерки только из соленого теста. Но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.
6. Пальчиковая гимнастика «Мы спросили нашу печь» (на основе потешки)
Мы спросили нашу печь:
- Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко!
7. Изготовление пряников
Воспитатель: - Вот теперь можем приступить к работе. Все необходимое для изготовления пряников находится перед вами на столе. А чтобы в ходе работы не забыть нужный способ лепки, вам помогут карты-подсказки.
Дети лепят пряники и оформляют готовые изделия по выбору.
8. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Расскажите, что сегодня вы лепили?
- Каким способом?
В конце занятия воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Пряничные человечки»:
Мы в ручье медовом промочили ножки
И решили в печке отдохнуть немножко.
Наши щеки пахнут медом и корицей,
Глазки из изюма на румяных лицах,
И набиты джемом наши животы,
И хохочут наши сахарные рты.
Тут халвой посыпаны сладкие дорожки,
Пряничная мышка тут играет с кошкой,
Пряничные сани у крылечка ждут,
Пряничные кони гривами метут,
Пряничный кораблик пляшет на волне.
Вот такие пряники в пряничной стране!