АЙГУЛЬ НУРМАГАМБЕТОВА
Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) «Какие раньше были куклы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия
по речевому развитию и ручному труду
«Какие раньше были куклы» в старшей группе
Цель:
• Развитие интереса детей к истокам народного творчества.
. Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятие по речевому развитию и ручному труду (дизайн) „Какие раньше были куклы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• Образовательные: Сформировать представления о народной игровой кукле, об ее истории возникновения.
• Научить детей, создавать куклу своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида.
• Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства к своей истории.
• Развивающие : Развивать у детей творческое мышление, память, воображение, внимание, наблюдательность. Продолжать развивать умение детей вступать в речевое и игровое взаимодействие.
Ход занятия
Дети заходят в групповую комнату, садятся на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами побеседовать и поиграть. Но для начала вам надо отгадать загадки, о чём у нас с вами будет идти разговор.
Загадка:
Ребенок Чем играются детишки?
Куклы, кубики да пушки,
Дудки, зайки и лягушки
Дети, что это?
Дети: Игрушки
Ребенок Я ее кормлю, пою,
Одеваю, спать ложу.
Вместе ходим на прогулки,
Вместе с ней играем в жмурки.
Для меня она дочурка,
Жаль, что это только (кукла)
Воспитатель: Правильно. Это игрушки и кукла. Вот сегодня мы об этом и поговорим.
Воспитатель: Мальчики, какие у вас есть игрушки?
Воспитатель: Девочки, у вас есть куклы? Любимая кукла, та с которой вы больше всего играете?
Воспитатель: А то хочет рассказать мне про свою куклу? Но рассказывать будем по мнемотаблице.
Воспитатель: Теперь мы мальчиков попросим рассказать по свою любимую игрушку.
Воспитатель : А на этом столе у нас игрушки современные, в которые вы играете сейчас. Какие они все красивые.
Воспитатель: .(выставка современных игрушек)Ребята, здесь собраны игрушки, которыми играете вы. Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?
-А во что они играли?
Проходим в импровизированную русскую избу
-Ребята посмотрите, вокруг, есть ли здесь место куда вам непременно хотелось заглянуть? (на столике накрытый расписным платком стоит сундучок)
Воспитатель: Что это? Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие : «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
-Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.
- Пришла пора заглянуть сундучок, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)
- А из чего они сделаны?
Во время рассматривания и вынимания игрушек из сундучка проводится словесная игра «Из чего сделаны?» (матрешка ид дерева – деревенная и тд)
-Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?
- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.
Воспитатель:- Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей.
берет тряпичную куклу.
-Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?
Ребенок Сейчас в магазинах есть много игрушек,
Полезные ищем среди безделушек,
А в Древней Руси мастерили девчушек
Из лоскуточков, да ниток катушек.
Народные куклы — так в чём их секрет?
- А чтобы узнать секрет этих замечательных куколок мы вернемся на стульчики
- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.
-Давайте поподробнее рассмотрим куколок.
(мини-рассказы детей)
Ребенок: Куколка-утешница- это ласковая, добрая куколка-малышка. Мамы, няни, бабушки всегда носили ее в кармане, а когда ребенок грустил или плакал, доставали и утешали малыша.
Ребенок: Кубышка- травница наполнена душистыми лекарственными травами. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной аромат. Кукла оберегала дом от болезней. Ее подвешивали над колыбелью малыша или ставили рядом с кроватью.
Ребенок: Десятиручка. В помощь хозяйке делали куклу десятиручку, которая помогала по хозяйству. И дарили с пожеланиями того, чтобы хозяйка всегда и все успевала и чтобы в ее руках все ладилось.
Ребенок: Кукла «на счастье» - это маленькая куколка с длинной косой и поднятыми к солнцу ручками. Главное в в кукле коса, она символизирует женскую силу. Дарили куклу с пожеланиями счастья, удачи, здоровья.
Ребенок: Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка— и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречхи. Из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После сбора урожая мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник.
Ребенок: Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте). Роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
-Сейчас мы с вами отдохнем и сделаем небольшую разминку
Физминутка
• Наша куколка сидела (дети приседают)
Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)
Наша куколка гуляла
И играла и плясала (выполняют действие)
Приседала и скакала
Наша куколка моргала (Моргают глазками)
Быстро глазки закрывала
А потом их открывала
Наша куколка устала
И присела отдыхать. (Приседают)
На столах приготовлены клей, ножницы, украшения для декора: косынки, ленточки, тесемки, цветные ручки для рисования частей лица, различные украшения
Воспитатель: А сейчас садитесь за столы, на прошлом занятии мы начали делать с вами куколок по вашему желанию, кто-то мартиничек, кто-то утешниц, а кто-то бумажных куколок. Сегодня мы продолжим изготовление кукол, украсим их.
Воспитатель: но прежде чем приступать к работе проведем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Воспитатель объясняет, помогает проводит индивидуальную работу. Во время работы воспитатель беседует о бережном отношении к игрушкам.
- Безусловно все куколки делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют. Сейчас времена изменились. Куколка тряпичная может быть безликой, как мотанка или крупеничка. Современные мастера часто изготавливают ее с личиком.
Воспитатель: Ой, какие красивые у вас получились куклы. Как их зовут?
Рефлексия:
Ребенок Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!
О чём у нас с вами сегодня была беседа? И что мы с вами изготовили?
Воспитатель: Вы были молодцы. Спасибо вам.
(Если остаётся время дети танцуют с куклами)
По принципу игры «Жаворонок»
Наша куколка шагает
Громко весело поет
Никого не забывает
В гости к нам сейчас зайдет.