Лариса Старцева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию детей подготовительной группы «Масленица идет»
▼ Скачать
по познавательно -исследовательской деятельности
и речевому развитию
детей подготовительной группы
Тема: «Масленица идет».
Цель: Ознакомление детей с народными традициями, со свойствами муки, соли, сахара через детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию детей подготовительной группы „Масленица идет“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- познакомить детей с народными традициями, со свойствами муки и соли, используя приёмы экспериментальной деятельности; продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
- познакомить детей с процессом приготовления теста для блинчиков.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к народным праздникам, к исследовательской деятельности и экспериментированию;
- развивать умение делать выводы по результатам исследования.
-развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении действий во время экспериментов. Воспитывать уважение к труду взрослых, народным традициям.
Материалы и оборудование:
Клеёнка, емкость с мукой и солью и сахаром, стакан с молоком, яйцо, венчик, салфетки, сито, миска, ложка.
Предварительная работа : беседы с детьми о народных праздниках, показ презентаций, тематических картин. Беседы о происхождении хлеба и мучных и кондитерских изделий.
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения;
- практические: исследовательская деятельность;
- игровые: обыгрывание стихотворения; народные игры;
- наглядные: исследование муки и соли, замес теста.
Дидактическое обеспечение:
- емкости с мукой, солью, сахаром, молоком, яйцо.
- большая миска, тарелки, ложки стакан, сито, венчик, влажные салфетки (для вытирания рук).
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Много нового узнаем
Что ж, ребята, начинаем?
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста дети мы сегодня с вами необычно одеты, почему? (ответы детей). Правильно. С понедельника началась Масленичная неделя. (Показ презентации). Какой праздник мы с вами отмечали целую неделю? (Ответы детей). Все верно. Масленицу. И в этот праздник всю неделю пекут блины, ходят друг к другу в гости, играют, водят хороводы. Вот и мы с вами сделаем тесто для блинчиков. И познакомимся со свойствами продуктов. Для этого я приглашаю вас побывать в лаборатории, где изучают продукты питания. Для начала, я хочу вас познакомить с некоторыми правилами поведения в лаборатории. (показ карточек). Как вы думаете, о каком правиле говорит эта табличка? Как вы догадались?
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа во время работы.
4. Сначала посмотри, а потом повтори,
5. Выполнил и положи на место.
Здорово, все с вашей помощью мы познакомились с правилами поведения в лаборатории.
А какие продукты здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадки.
Первая загадка:
1. Без неё, ребята повар просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль
Вы конечно догадались-
Ну конечно –это… (соль) показываю баночку с солью
А как вы догадались, что это соль? Ответы детей.
Воспитатель: Для чего нужна соль? Ответы детей. (Соль необходима для приготовления пищи, испечь хлеб).
Молодцы ребята!
Вторая загадка:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука) показываю емкость с мукой.
А как вы догадались? Ответы детей.
Третья загадка:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар) показываю емкость с сахаром. Как вы догадались? Ответы детей.
Четвертая загадка:
Хрупкий, белый кругляшок,
А сидит в нем петушок.
Похоже формой на лицо,
Скажите что это (яйцо) показываю тарелочку с яйцом.
Пятая загадка:
Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко —
Это просто… (молоко) показываю пакет с молоком.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно приготовить из этих продуктов? Ответы детей. (испечь хлеб, пирожки).
Все что нужно для того чтобы нас пустили в лабораторию мы узнали.
Осталось размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Месим тесто (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
- Тесто мнём, мнём, мнём! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки
(одновременно и поочередно).
- Тесто жмём, жмём, жмём!
- Пироги мы испечём! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Воспитатель: Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ
И В ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят опыты. Нужно обязательно вымыть руки перед работой.
Садитесь за столы, и мы продолжим.
Перед вами емкости с мукой, солью, сахаром вы можете самостоятельно рассмотреть, эти продукты.
Воспитатель. – Давайте все вместе рассмотрим сначала муку, какая она и на что похожа? Ответы детей. Что вы можете рассказать о муке? На что похожа мука? Очень интересно. Какая она? Замечательно.
Дети. - Она похожа на снег, вату, сахар, облака.
Воспитатель. - Почему?
Дети. - Потому что белая.
Воспитатель. – Правильно. Молодцы. Сейчас мы возьмем ложечкой муку и посыпьте ее в миску (показ). Посмотрите, мука сыплется. Значит она какая?
Дети. - Сыпучая, сыплется.
Воспитатель. – Давайте проверим, есть ли у муки запах.
Дети. – Нет, не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель показывает сито.Что это?
Дети: Сито.
Воспитатель: Зачем нам нужно сито?
Дети: Чтобы сеять муку, чтобы она стала воздушнее и без мусора.
Просеиваем через сито. Мука легко просеивается, состоит из мелких частиц.
Воспитатель: у нас на столе стоит соль. Понадобится она нам для теста? Ответы детей. Давайте ее изучим.
-Какая соль и на что похожа. Есть запах у соли?
Дети. – Белая, как снег, как сахар, как мука.
Воспитатель. – Проверим какая она. Попробуем насыпать.
Дети. – Она сыплется.
Воспитатель. – Есть у соли запах?
Дети. - Соль не пахнет.
Воспитатель: Потрогаем ее ложечкой или пальцами. Мягкая?
Дети. – Нет, твердая, ложечка не проваливается. Она состоит из кристаллов.
Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито
соль: не вся просеивается, состоит из крупных кристаллов.
Воспитатель: давайте попробуем добавить соль в молоко и размешать. Что произошло с солью?
Дети: не до конца растворилась. Опустилась на дно.
Воспитатель: давайте с вами рассмотрим сахар. Какой он? Есть ли у него запах?
Дети: сахар белый, не пахнет, сыпучий.
Воспитатель: Давайте попробуем просеять ее через сито. Сахар не весь просеивается, состоит из крупных кристаллов. Давайте попробуем сахар размешать в молоке. Что же происходит?
Дети: сахар, как и соль не до конца растворился, опустился на дно.
Воспитатель. – А чем похожи эти продукты?
Дети. – Они похожи по цвету, по запаху (не пахнут, сыпучие.
Воспитатель. – А чем они отличаются? Куда кладут ваши мамы соль?
Дети. – В суп, в картошку, солят овощи на зиму.
Воспитатель. А сахар?
Дети. Компот, варенье.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в народную игру «Карусель».
Дети подходят к воспитателю, у которого в руках карусель с разноцветными ленточками. Распределяют между собой эти ленточки. Начинают движение по кругу то ускоряясь, то замедляя, в зависимости от слов.
- Еле-еле-еле-еле закружились карусели.
А потом-потом-потом
Все бегом-бегом-бегом.
А потом-потом-потом
Все бегом-бегом-бегом.
Тише-тише не спешите,
Карусель остановите. Стоп! (повторяем в другую сторону).
Воспитатель. – Отдохнули? Давайте продолжим экспериментировать. А если мы с вами попробуем смешать все продукты как думаете, что получится? А мы сейчас узнаем. Смешиваем все ингредиенты. Что же получается? (ответы детей). Правильно, получается тесто. (Показ воспитателем как смешать, самостоятельная работа детей. ) Какое бывает тесто? Тесто бывает разное. Пельменное (делают пельмени, пирожковое, сдобное тесто, тесто для блинов. Что можно приготовить из теста?
Дети. – Булочки, пирожки, хлеб, блины.
Воспитатель. - Вот наше тесто готово. Это тесто мы отдадим поварам, попросим их приготовить вкусные блинчики. Согласны? (Ответы детей). И скоро мы увидим результаты нашего эксперимента.
Что ж лаборатория закрывается и нам пора возвращаться в детский сад.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ, ПОВЕРНИСЬ,
И В ДЕТСКОМ САДУ ОЧУТИСЬ!
Воспитатель: Мы с вами снова в детском саду. Что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись? Как вы их преодолели? О чем вы расскажете дома, чем вы занимались в лаборатории?
Воспитатель хвалит детей за правильность ответов, при затруднении помогает найти правильный ответ с помощью друзей.
Воспитатель: Спасибо дорогие ребята, мне очень было интересно с вами и вместе участвовать в экспериментах!
А вот и блинчики из теста, которое мы с вами готовили. Вы довольны своей работой?
Я приглашаю вас угоститься блинами.