Елена Мыльникова
Конспект интегрированного НОД по художественно-эстетическому развитию «Рушник-символ семьи казаков» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного НОД по художественно - эстетическому развитию «Рушник-символ семьи казаков» (средняя группа)
МБДОУ Д/с «Золотая рыбка»
Воспитатель: Мыльникова Елена Андреевна
Город Семикаракорск
Цель: Продолжать развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Формировать у детей положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
Воспитывать дружелюбие.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Публикация «Конспект интегрированного НОД по художественно-эстетическому развитию „Рушник-символ семьи казаков“ в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Закрепить представления о традициях донского быта.
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через произведения народного творчества).
Развивать нравственные чувства (патриотизм,воспитывать любовь к малой Родине.
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Активизировать словарный запас детей: рушник, пословица : «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.»
Развивать слуховое внимание, речевую активность у детей.
3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
развивать общую и мелкую моторику;
развивать художественный вкус, воображение.
Формировать знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном искусстве – вышивке).
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через произведения народного творчества).
4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
Формирование правильной осанки.
Словарная работа: рушник, пословица : «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.»
Предварительная работа:
1. Знакомство с народно-прикладным искусством Дона: вышивка, вязание крючком.
2. Ознакомление с донскими обрядами и праздниками, бытом казаков.
3. Посещение музея, рассматривание предметов убранства донской горницы (салфеток, полотенец, простыней, фартуков, подушечек).
Материал:
Рушники, платочки, коврики, салфетки, кисти, клей, цветы, вырезанные из ткани.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с гостями, как настоящие казачата. Здорово ночевали.
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой дом родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Донской край.
- Как называется наш город? (Семикаракорск)
- На какой реке он расположен? (Дон)
- Как можно назвать наш родной край? (Донской)
- Кто живет в нашем краю? (казаки)
-Как называется жилище казака? (курень)
- Вспомните, что мы видели в курене, когда ходили на экскурсию в мини- музей «Казачье подворье»?
ИКТ мини – музей «Казачье подворье» (звучит казачья песня «Край Донской»)
- Скажите, а чем занимались казаки? (ловили рыбу, ходили на охоту, защищали нашу родину)
- А чем занимались казачки? (готовили еду, смотрели за детьми, кормили скот) А что казачки делали зимой? (вышивали, шили)
Воспитатель: Зимними холодными вечерами казачки занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки.
Входит казачка Глафира
Здорово ночевали.
Слава богу.
Меня зовут казачка Глафира.
Проходила я мимо вашего детского сада и услышала, что звучат казачьи песни. Услышала ваши рассказы о родном крае, о казаках. Я хочу пригласить вас в музей казачек рукодельниц.
Дети под музыку входят в музыкальный зал.
В зале развешены украшения: салфетки, рушники, платочки, скатерти.
Казачка : Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Этими вещами казачки украшали свой курень. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, платочки)
Казачка: Давайте посмотрим, что это?
(полотенце, рушник)
Казачка: Какие еще названия рушника вы знаете? (рушник)
Казачка: Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка. Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем. Искусство вышивания всегда ценилось на Дону. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил.
Воспитатель:
Уважаемая, Глафира, послушай какие стихи знают наши казачки и казаки про рушник.
Рушник - не ткань, не полотно.
Он символ дара, крепких уз.
Ему значение дано-
Оберегать семей союз.
Отгонит прочь узор беду
И от рожденного дитя.
Такая сила рушнику
Моими предками дана!
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем храниться.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться!
Воспитатель:Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
- А знаете, что означает эта вышивка? (нет)
Вышивка означала следующее. (показ узоров на рушнике) Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка. Цветы - родители, бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей.
- Куда казачки вешали рушники? (в угол)
Воспитатель: Рушниками украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Воспитатель: А теперь немножко отдохнём.
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
Казачка (грустно)
Как у нас на Дону
Рушнику в музее состарились.
Не кому ни шить, ни прясть
Мы не знаем, что нам делать?
Ребята, выручайте!
Рушники по - вышивайте!
Воспитатель: Ребята, вышивать рушники, это тонкая работа, пальцы должны быть ловкими, умелыми, давайте мы их разомнем.
Пальчиковая гимнастика
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно, Пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик. Прыг!
К мальчику на пальчик.
Прыг! (Девочки делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)
(Мальчики делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)
Говорим иголке: — Шей, («Шьют».)
А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.)
Воспитатель:Мастерицы и мастера занимайте свои места, будем рукодельничать. Ребята, какую вы знаете казачью пословицу о мастерах и рукодельниках.
Дети: «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.»
Казачка: Вот у меня чистые, белые рушники, я вам их раздам, а вы их украсьте узорами.
Воспитатель: А вот вышивку мы будем делать не нитками, ас помощью аппликации. (показ образцов узоров).
- Где располагаются узоры на рушниках? (выполняются только по краям рушника, (напомнить и показать, как надо намазывать клеем узор и приклеивать)
-Когда рушники мы все вышьем, то отдадим казачке Глафире и она их отнесетв музей. Глафира, присядь и вместе с казачатами вышивай рушник для музея.
(Во время работы звучит «Песня про голубку» из репертуара Донского казачьего хора.)
Воспитатель: Какие чудесные рушники у вас получились.
Казачка: Спасибо вам, ребята, что не забываете традиции предков. Вы такие молодцы! Все ваши рушники попадут в музей.
Рушник- это не просто красота.
В нем наставленья, счастья, пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Воспитатель:
А еще с рушником можно и играть.
- Казаченька, поиграй с нами в игру.
Мы большой рушник возьмём,
И игру сейчас начнём.
Звучит песня «Чернява, кучерява»,
Игра: «Пройди под рушником»
Воспитатель: казачата, давайте скажем нашей гостье казачке, какие есть у нас ценности.
Есть ценности на все века:
Дети: Традиции, рушник, семья!
Казачка: Ребята, мне пора уходить. До свидания.