Елена Кононова
Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного логопедического занятия
для детей подготовительной к школе группы
по теме
«Лекарственные растения нашего края»
Выполнила:
Кононова Елена Ивановна,
учитель-логопед
детского сада «Василёк» -
СП МБОУ «Устьянская СОШ»
2014 год
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Пояснительная записка.
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Проводится в период изучения лексической темы «Растения» в целях ознакомления с лекарственными растениями родного края. Разработано с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие
Цель: уточнение и расширение знаний детей о лекарственных растениях родного края
Задачи: Образовательные:
• Закрепить знания детей о лекарственных растениях, об их целебных свойствах
• Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные от существительных
• Продолжать учить подбирать обобщающее слово
• Дать понятие о ядовитых растениях
Коррекционно- развивающие:
• Развивать умение рифмовать слова
• Развивать логическое мышление
• Развивать умение делить слова на слоги
• Развивать навыки звукового анализа слов
• Развивать навык согласования количественных числительных с существительными
• Развивать связную речь (умение формулировать высказывание или ответ на вопрос; отвечать полным предложением)
• Развивать мимические мышцы лица, артикуляционную моторику
• Развивать общую моторику
• Развивать фонематический слух
• развивать пространственные представления
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе, культуру поведения
• Воспитывать интерес к художественной литературе (к сказкам)
Оборудование и материалы:
• Электронно-дидактическая игра «Лекарственные растения» и оборудование для её использования
• Искусственные деревья или их изображения
• Скрепка из железа, бутылка из стекла, ложка из пластмассы, шарик из резины, карандаш из дерева, пачка из картона, салфетка из бумаги, пакет из целлофана (мусор на импровизированной лесной поляне)
• Сушёные листья мяты
• Костюм Красной Шапочки
Предварительная работа: 1) совместная работа с воспитателями: рассматривание иллюстраций лекарственных растений, беседа о целебных свойствах растений
2) совместная работа с родителями ребёнка, исполняющего роль сказочного персонажа: подготовка костюма, разучивание слов, репетиция выступления.
Ход занятия
Орг. момент: загадка
В. Ребята, к нам сегодня пришла сказочная гостья. Она вам покажется, если вы отгадаете, как её зовут и из какой она сказки:
- Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз –
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Он расспросит девочку о её пути,
Он обманет бабушку, чтобы в дом войти.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можешь ты отвечать теперь!
Входит девочка в костюме Красной шапочки
К. Ш. -Здравствуйте, ребята! Я проходила мимо и решила зайти к вам в гости. А кто из вас знает куда я иду?
(ответ детей : «К бабушке»)
- А что я несу для бабушки в корзинке?
(ответ детей : «Пирожки»)
-Не угадали! Я несу бабушке лекарственные растения, чтобы она не болела! Я сама их насобирала. А вы знаете, что такое лекарственные растения?
(ответы детей)
Основная часть
1) Ядовитые растения (слайд 1)
В. - Красная Шапочка, давай посмотрим, какие лекарственные растения ты несёшь бабушке.
-Ребята, а вы бы стали собирать эти растения? Почему?
(ответ детей : «они ядовитые»)
2) Мимическая гимнастика:
В. -Если ты принесёшь их домой, то бабушка сначала удивится. Покажите удивлённое лицо.
Затем она испугается. Покажите испуганное лицо.
Потом она огорчится. Покажите огорчённое лицо.
-С такими растениями твоя бабушка здоровье не поправит, а только навредит себе. Ведь от борщевика на коже остаются ожоги, а волчьи ягоды и вороний глаз вызывают сильнейшие отравления и аллергические реакции!
К. Ш. –Ой! Я думала, раз эти растения красивые, значит они полезные! Что же мне делать? Какие растения собирать?
В. – Давайте отправимся в лес. В лесах нашего северного края очень много лекарственных растений.
3) начало путешествия
игра «Тропинка»
Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропе.
1 Спокойно идем по тропинке. Поверните голову вправо – тут кусты, влево – там деревья.
2 На тропинке большие лужи. Обходим лужи.
3 Перед нами – ручей, через него перепрыгнем на 2 ногах.
4 Тропинка ведет через болото. Перепрыгиваем с кочки на кочку - с ноги на ногу. Перешли через болото.
5 Здесь на тропинку упало дерево. Да какое огромное! Перелезем через него, ноги поднимайте высоко.
6 А теперь идём под кустами. Нагибайтесь ниже!
7 Идем спокойно по тропинке! Воздух чистый – вдох – выдох. Вот и пришли!
4) игра «Собери мусор»
(на импровизированной поляне разбросан мусор)
В. – Ребята, вам нравится тут? Почему? (ответы детей) Давайте уберём мусор в корзину. Берите предмет, называйте, из чего он сделан и какой он. Например, так: «Бутылка из пластика – пластиковая бутылка»
(Скрепка из железа, бутылка из стекла, ложка из пластмассы, шарик из резины, карандаш из дерева, пачка из картона, салфетка из бумаги, пакет из целлофана.)
В. – Ребята, никогда не оставляйте после себя мусор в лесу! Это, во-первых, сильно вредит растениям и животным, а во-вторых, это некультурно!
5) лекарственные травы, кустарник (Слайд 2)
В. –Теперь на лесной полянке чисто. Посмотрим, какие растения тут есть. Отгадайте и назовите их. Играем в игру «Доскажи словечко»
• Расту я вдоль дорожек. Зовусь я … (подорожник)
• То жёлтый, то белый мой сарафанчик. Я –яркий цветок. Я зовусь… (одуванчик)
• Не слишком красива жгучая… (крапива)
• Я очень колючий. Я не крыжовник, я- родственник розы. Зовусь я … (шиповник)
В. –Ребята, расскажите К. Ш., чем полезны эти растения.
(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : подорожник спасает от ран и царапин, одуванчик способствует улучшению пищеварения, отваром крапивы моют волосы, шиповник заваривают и пьют витаминный чай.)
- Найдите среди этих растений лишнее, не такое, как остальные.
(ответ детей : «шиповник, т. к. он кустарник»)
6) ягоды (Слайд 3)
В. – Назовите каждое растение. Как назвать их одним словом?
(ответ детей : земляника, черника, клюква, «ягоды»)
В. – Соотнесите эти слова со схемами: в каком слове 2 слога? в каком слове 3 слога? Сколько слогов в слове земляника?
(ответ детей)
-Ребята, расскажите К. Ш., какое варенье получается из этих ягод. Из клюквы -? Из черники-? Из земляники - ?
(ответ детей : «клюквенное, черничное, земляничное»)
-Ребята, давайте покажем К. Ш., как мы умеем делать упражнение «Вкусное варенье».
7) Разминка для глаз и мышц шеи
В. - Давайте посмотрим на деревья. Поверните голову вправо, влево, поднимите голову вверх, посмотрите вперёд.
8) Деревья (слайд 4)
Перед вами ветки с 4 разных деревьев. Назовите, с какого дерева ветка и какая она. Например, так: «Ветка с осины – осиновая»
(ответы детей : рябиновая, пихтовая, дубовая, липовая)
В. - Вы назвали 4 дерева – рябина, пихта, дуб, липа. Найдите среди них лишнее, не такое, как все.
(ответ детей : пихта, т. к. это хвойное дерево)
В. - Соотнесите эти слова со звуковыми схемами. Помните, красным цветом обозначены гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки. Какое слово подходит к первой схеме? Ко второй? К третьей? Подходит ли 4 схема слову рябина?
(ответ детей)
В. –Ребята, расскажите К. Ш., чем полезны эти деревья.
(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : кора дуба укрепляет зубы и дёсны, липа помогает при простуде, пихтовыми вениками парятся в бане, рябину заваривают и пьют витаминный чай)
9) узнавание мяты по запаху
В. –Некоторые лекарственные растения можно узнать по запаху. Разотрите в пальцах сухой листик и попробуйте определить, какое это растение.
(ответ детей : мята)
В. – Ребята, расскажите К. Ш., чем полезна мята.
(высказывания детей. Если дети затрудняются, рассказывает логопед : мята успокаивает)
10) счёт (слайд 5)
Мяту добавляют в чай. Сосчитайте, сколько мятных листиков положили в чайник. Считайте со словом ЛИСТИК. Начните так: Один листик… (Дети считают)
11) возвращение
В. –На лесной поляне мы увидели много лекарственных растений.
К. Шапочка., теперь ты знаешь, какие травы, деревья и ягоды приносят пользу здоровью и сможешь набрать лекарственных растений для своей бабушки. Нам пора возвращаться в детский сад.
игра «Тропинка» (в обратном порядке)
Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропе.
1. Идём под кустами. Нагибайтесь ниже!
2. Перелезем через упавшее дерево. Ноги поднимайте высоко.
3. Тропинка ведет через болото. Перепрыгиваем с кочки на кочку - с ноги на ногу.
4. Перед нами – ручей, через него перепрыгнем на 2 ногах.
5. На тропинке большие лужи. Обходим лужи.
6. Спокойно идем по тропинке. Поверните голову вправо, влево. Мы вернулись обратно в детский сад!
Итог занятия
В. – Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Какое задание было для вас трудным?
(высказывания детей.)
- Напомните К. Ш., какие лекарственные растения можно собирать в наших северных лесах и чем они полезны.
(высказывания детей.)
К. Ш. – Большое вам спасибо, ребята! Мне пора идти к бабушке. А по пути я насобираю лекарственных растений. До свидания!
(уходит)
Воспитатель хвалит детей, отмечает тех, кто хорошо занимался, много и правильно отвечал.