Папки-передвижки

Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования

Багдасарян Айкануш Армавировна
Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Аутизм – это уход от реальности.

Детский аутизм – это особое нарушение психического развития, т. е. нарушение, которое захватывает все стороны психики – речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферу. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Денис почти не идет на контакт с окружающими. У него слабо развиты адекватные представления о себе как о школьнике. Он живет в своем мире, не может поддержать беседу или начать ее, не говорит на себя «Я», а говорит о себе во втором или третьем лице. У мальчика отмечается беспокойное поведение, неустойчивое внимание. Денис не способен играть с другими детьми. Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Другая характерная особенность – стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем. В рисунках Денис совершенно не интересовался выбором цвета – он брал первый попавшийся карандаш. Его рисунки не имели сюжета, а были изображены только геометрические фигуры. Как же взаимодействовать учителю с таким ребенком, ведь его надо познакомить с окружающим миром, научить общаться, читать, писать. считать, играть, рисовать?

Публикация «Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования» размещена в разделах

Формирование познавательной активности и творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности может быть одной из форм работы с ребенком с РАС.

Изобразительная деятельность для таких детей является составной частью воспитания и общего образования. В процессе изобразительной деятельности развиваются умственные способности ребенка, накапливается опыт жизни и целенаправленной деятельности, формируется отношение к людям, предметам, явлениям окружающей действительности, совершенствуется мелкая моторика и развивается речь. За основу нашей работы мы взяли метод совместного рисования ребенка и учителя, который предлагает Е. А. Янушко (2004; 2005).

Совместное рисование – это игровой метод, в ходе которого учитель вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности.

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. В этой ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.

2. Знакомство аутичного ребенка с окружающим миром. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Еще одна возможность – обогащение этих представлений, вводя в рисунок новые детали, предлагая ребенку варианты развития знакомого сюжета.

3. Обобщение представлений об окружающем. Это позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

4. Развитие средств коммуникации. При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Учитель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения. Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности.

Сформулируем некоторые общие требования, которые следует соблюдать при организации процесса совместного рисования с ребенком с РАС.

Принципиально важным для нас в контексте общей коррекционной работы является изображение конкретных предметов, людей, персонажей, знакомых ребенку, а не просто выразительных цветовых пятен и линий.

Изображаемое должно быть значимо, привлекательно для ребенка, связано для него с какими-то испытанными приятными впечатлениями.

Усложнение рисунка идет по пути разворачивания взрослым эмоционального комментария, изображаемого с одновременным подрисовыванием дополнительных деталей (их можно добавлять и к старому рисунку).

Очень важно дозировано добавлять детали, подробности, которые, с одной стороны, помогают сделать изображение более наполненным, точным и содержательным, а с другой – задавать перспективу развития событий, связанных с изображаемым явлением, объектом или персонажем. Это нужно пытаться делать практически сразу, даже когда понятно, что ребенок с трудом может удерживать внимание на одном впечатлении. Таким образом, сюжетное рисование складывается из двух основных компонентов – детализации изображаемых образов (через наполнение их эмоционально значимыми подробностями) и развития событий во времени. Так постепенно и выстраивается собственно сюжет. В своем наиболее развернутом варианте получившаяся история может выглядеть как серия последовательных рисунков.

Литература:

Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. // Аутизм и нарушения развития.

Публикации по теме:

Групповая работа «Снег. Снег. Снегопад». Аппликация с элементами рисования и использованием метода — штамповкаГрупповая работа «Снег. Снег. Снегопад». Аппликация с элементами рисования и использованием метода — штамповка Всемирный экономический форум выделяет Топ-10 «мягких,гибких» навыков,востребованных в 2021 году,один из них – взаимодействие с людьми.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект индивидуального занятия с использованием метода арт-терапии «Сказка о Снежинке» Конспект индивидуального занятия с использованием метода Арт-терапии. Автоматизация звука [С], в слогах, словах, предложениях «Сказка о.

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ «Память» Конспект занятий по теме: «Память» Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования
Опубликовано: 27 октября 2024 в 17:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования» (включая файлы) размещена пользователем Багдасарян Айкануш Армавировна (УИ 321005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД