Багдасарян Айкануш Армавировна
Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм – это уход от реальности.
Детский аутизм – это особое нарушение психического развития, т. е. нарушение, которое захватывает все стороны психики – речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферу. Психическое развитие при этом не просто нарушается или задерживается, оно искажается. Денис почти не идет на контакт с окружающими. У него слабо развиты адекватные представления о себе как о школьнике. Он живет в своем мире, не может поддержать беседу или начать ее, не говорит на себя «Я», а говорит о себе во втором или третьем лице. У мальчика отмечается беспокойное поведение, неустойчивое внимание. Денис не способен играть с другими детьми. Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Другая характерная особенность – стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем. В рисунках Денис совершенно не интересовался выбором цвета – он брал первый попавшийся карандаш. Его рисунки не имели сюжета, а были изображены только геометрические фигуры. Как же взаимодействовать учителю с таким ребенком, ведь его надо познакомить с окружающим миром, научить общаться, читать, писать. считать, играть, рисовать?
Публикация «Конспект индивидуальных занятий с учеником с РАС с использованием метода совместного рисования» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Формирование познавательной активности и творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности может быть одной из форм работы с ребенком с РАС.
Изобразительная деятельность для таких детей является составной частью воспитания и общего образования. В процессе изобразительной деятельности развиваются умственные способности ребенка, накапливается опыт жизни и целенаправленной деятельности, формируется отношение к людям, предметам, явлениям окружающей действительности, совершенствуется мелкая моторика и развивается речь. За основу нашей работы мы взяли метод совместного рисования ребенка и учителя, который предлагает Е. А. Янушко (2004; 2005).
Совместное рисование – это игровой метод, в ходе которого учитель вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.
Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности.
1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. В этой ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок, не надо воплощать это желание немедленно. Поскольку ребенку не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать.
2. Знакомство аутичного ребенка с окружающим миром. При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка. Еще одна возможность – обогащение этих представлений, вводя в рисунок новые детали, предлагая ребенку варианты развития знакомого сюжета.
3. Обобщение представлений об окружающем. Это позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.
4. Развитие средств коммуникации. При этом в значимой для ребенка ситуации в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Учитель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Это позволяет уточнить значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщить ребенку новые слова и их значения. Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком активности.
Сформулируем некоторые общие требования, которые следует соблюдать при организации процесса совместного рисования с ребенком с РАС.
Принципиально важным для нас в контексте общей коррекционной работы является изображение конкретных предметов, людей, персонажей, знакомых ребенку, а не просто выразительных цветовых пятен и линий.
Изображаемое должно быть значимо, привлекательно для ребенка, связано для него с какими-то испытанными приятными впечатлениями.
Усложнение рисунка идет по пути разворачивания взрослым эмоционального комментария, изображаемого с одновременным подрисовыванием дополнительных деталей (их можно добавлять и к старому рисунку).
Очень важно дозировано добавлять детали, подробности, которые, с одной стороны, помогают сделать изображение более наполненным, точным и содержательным, а с другой – задавать перспективу развития событий, связанных с изображаемым явлением, объектом или персонажем. Это нужно пытаться делать практически сразу, даже когда понятно, что ребенок с трудом может удерживать внимание на одном впечатлении. Таким образом, сюжетное рисование складывается из двух основных компонентов – детализации изображаемых образов (через наполнение их эмоционально значимыми подробностями) и развития событий во времени. Так постепенно и выстраивается собственно сюжет. В своем наиболее развернутом варианте получившаяся история может выглядеть как серия последовательных рисунков.
Литература:
Янушко Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. // Аутизм и нарушения развития.