Наталья Захарова
Конспект индивидуальной ООД на стимуляцию речевого развития ребенка с ОВЗ «По дорожке идут ножки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ООД: стимулировать речевую активность.
Задачи ООД Продолжать работу по обогащению непосредственно чувственного опыта ребенка в разных видах деятельности.
Образовательные:
ОО «Социально- коммуникативное развитие»:
- продолжать обогащать игровой опыт ребенка – расширять его действия с игрушками.
- формировать эмоциональный отклик на игровые действия.
ОО «Речевое развитие»:
- Стимулировать и поддерживать любую речевую активность ребенка во время действий с предметами.
- формировать желание самостоятельно произносить звуки, слоги, слова.
Публикация «Конспект индивидуальной ООД на стимуляцию речевого развития ребенка с ОВЗ „По дорожке идут ножки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
ОО «Познавательное развитие»:
- обогащать сенсомоторный опыт ребенка.
- формировать умение правильно ориентироваться в пространстве.
ОО «Физическое развитие»:
- продолжать формировать у ребенка интерес к подвижным играм на координацию.
- содействовать развитию крупной и мелкой моторики.
Коррекционные:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;
-формировать слуховое и зрительное внимание;
- развивать координацию движений;
- развивать согласованные движения обеих рук, точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, в желании помочь им.
- воспитывать у ребенка продуктивную совместную деятельность.
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика с движением рук, подвижная игра.
Игровая: дидактические игры на развитие орудийных действий, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, звукоподражания, сенсорного восприятия;
Коммуникативная: беседа, постановка игровой задачи, объяснение и показ действий.
Форма организации: индивидуальная.
Методы:
- словесный (беседа, художественное слово);
- наглядный (демонстрационный);
- практический.
Оборудование и материалы:
- тактильные дорожки
-мимические картинки кота: улыбка, сердитый, испуганный, подмигивающий.
- мелодия №1 и картинка для произнесения звука А. (по методике Т. Н. Новиковой-Иванцовой по работе с неговорящими детьми)
- су-джок
- звуки мяукающей кошки.
Ход совместной образовательной деятельности
1. Ритуал приветствия.
Логопед обращается к ребенку: - посмотри, у нас гости, давай поздороваемся!
«Здравствуйте!». Давай улыбнемся им, и наша улыбка с ними поздоровается.
- Садись на стульчик перед зеркалом.
Сюрпризный момент. Логопед показывает короб.
Послушай, кто там скребется? А кто еще звуки непонятные издает? – послушаем? (логопед включает звуки мяукающей кошки). Ты догадался? – Кто там? Давай посмотрим?
-К нам в гости пришел кот. Он хочет с тобой поиграть. Ты повтори за ним всё то, что он тебе покажет.
2. Мимическая гимнастика по Н. В. Нищевой.
(ребенок выполняет мимическую гимнастику перед зеркалом)
Картинки: кот испугался, кот улыбнулся, кот сердитый, кот хитрый.
3. Артикуляционная гимнастика по Н. В. Нищевой:
А теперь давай коту покажем, как наши щечки, губки и язычок тоже умеют играть.
Упражнения:
-толстые щечки, худенькие щечки.
- открыть рот, подержать 3 сек. открытым с напряжением, затем закрыть. 3-4 раза.
- Растянуть губы в улыбке, вытянуть в трубочку: ИИИ-УУУ. Открыть широко рот, затем вытянуть губы трубочкой: АААА- УУУУ….
4. Основная часть
Послушай, кто-то плачет и кричит: АУ… Ау…
Кто-то заблудился в лесу. Пойдем поможем. Сначала мы тоже можем позвать : АУ. АУ. Только нам еще ручки помогут.
А. Фонетическая ритмика: «АУ!».
А – руки перед собой вытянуты ладонями вверх. При произнесении аааа – руки разводим в стороны.
У – руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, прижаты к бокам. Указательные пальцы подняты вверх, остальные в кулачки. При произнесении У-, руки вытягиваем вперед.
Б. Стимуляция речевой активности во время физкультминутки.
Логопед: пойдем с тобой по дорожке в носочках, снимай сандалии. Будем идти и петь песенку. Хочу, чтоб ты ощутил, какие бывают разные дорожки.
(стимулируем произнесение: топ-топ)
По дорожке идут ножки: топ-топ-топ.
Ножки делают следы: топ-топ-топ.
Вот устали наши ножки: топ-топ-топ
И присели у дорожки: топ-топ-топ.
Почувствовал, какая интересная дорожка нам попалась, с камушками, ребристая, шершавая. Как необычно нам было по ней идти.
В. Упражнения на вызывание произнесения четкого звука А
Посмотри, а кто тут плачет? Логопед показывает куклу, и к ней картинку символ образа, буквы и звука А по Новиковой – Иванцовой Т. Н.
-Это Аня плачет. Аня заблудилась и домой хочет.
Как она плачет? -АААА!
Давай споём ей песенку, чтоб она успокоилась. А потом отведем ее домой.
Мелодия№ 1. (Используем методику Новиковой- Иванцовой Т. Н. для работы с неговорящими детьми)
Сидим на стуле. Палец на подбородок. Включаем мелодию №1. Поем ААА. Затем руку на горло и поем – ААА. Затем поем ААА и отхлопываем определенный ритм мелодии, стуча поочередно руками по ножкам.
Вот теперь Аня успокоилась. Бери с собой Аню и пойдем домой. Опять по дорожке. Проговаривая ту же потешку. Стимулируем ребенка повторять: топ-топ-топ.
А вот и наши сандалии. Обувайся.
Вот мы и пришли домой. Аня спасибо тебе говорит!
Г. Упражнения на пространственную ориентацию и на развитие мелкой моторики с мячиком су-джок
А нас встречает наш кот с колючим мячиком. Посмотри, с чем он играет? Это су-джок! Кот хочет, чтоб мы с ним поиграли. Давай покатаем мячик между ладошками. Катаем по ножкам. Катаем по животику. Теперь послушай и выполняй, что я скажу:
Мячик вверх подними, и тихонько потряси…
Мячик вниз опусти, посильнее потряси…
Спрячь его за спинку – раз, два, три!
И тихо. тихо. тихо…потряси…
Опять вверх подними
и очень сильно - потряси!
Массаж пальцев рук и стимуляция речевой активности.
Теперь откроем шарик и достанем пружинку-колечко.
Надеваем поочерёдно на пальчики, начиная с большого пальца и проговариваем:
«Этот пальчик дедушка- деда
Этот пальчик бабушка- баба
Этот пальчик папочка- папа
Этот пальчик мамочка- мама
А этот пальчик я – это вся моя семья!».
Молодец. Хорошо у тебя получилось.
Давай пружинку снова спрячем.
5. Рефлексия.
Смотри, наш кот уже зевает…рот разевает. Он устал, хочет отдохнуть.
Давай вместе с ним вспомним,
• что кричат люди, которые заблудились в лесу? (-АУ)
• Когда наши ножки шли по дорожке, что мы произносили? (- топ-топ).
• Как Аня плакала? (- ААА)
• Что нам кот принес? Колючий такой… (- мячик)
Да. и мы очень интересно поиграли с ним.
Молодец, ты все помнишь!
Нам тоже пора уходить. Давай попрощаемся со всеми.
Руки вверх подними- раз, два, три!
И руками помаши- раз, два, три!
Всем гостям ты улыбнись – раз, два, три!
И еще раз потянись- раз, два, три!