Ольга Короткова
Конспект индивидуальной образовательной деятельности коррекционной направленности «Новые приключения Лунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной образовательной деятельности
Тема: «Новые приключения Лунтика.
За яблоками для бабы Капы»
Автор: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Короткова Ольга Николаевна
Цель: автоматизация звука [Л].
Коррекционно-образовательные задачи :
Публикация «Конспект индивидуальной образовательной деятельности коррекционной направленности „Новые приключения Лунтика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
1. Автоматизировать звука [Л] в слогах, словах, предложениях, коротких стихах.
2. Формировать умение образовывать формы винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.
3. Формировать умение правильно употреблять предлог «ПОД» в значении местонахождения с существительным в творительном падеже.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Обогащать и расширять словарный запас.
4. Развивать внимание, память, мышление.
5. Развивать межполушарное взаимодействие.
6. Снятие напряжения глаз.
Коррекционно-воспитательные задачи :
1. Воспитывать самоконтроль над собственной речью.
2. Формировать положительную установку на участие в занятии.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Занятие для ребенка 5 лет с ОНР (III уровень речевого развития)
Оборудование: плоскостные изображения героев мультфильма «Лунтик», игровое поле, авторское фетровое пособие «Чудесная полянка» с картинками для выполнения артикуляционной гимнастики, карточки с изображением упражнений для мелкой моторики, мозаика-конструктор, картинки-квазиомонимы (салат – халат, камешки декоративные (звездочки, цветочки, маленький сундучок с двумя шариками су-джок, картинки к игре «Фонарик», фонарик, картинки-рифмовки.
Предварительная работа: изготовление игрового поля фетрового пособия «Чудесная полянка», картинок для игры «Фонарик», картинок-квазиомонимов, картинок-рифмовок, разучивание с ребенком артикуляционных упражнений, упражнений для развития мелкой моторики, постановка звука [Л], проговаривание картинок-рифмовок.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л. – Здравствуй, Настя! Поздоровайся с нашими гостями. Я рада тебя видеть! Как твои дела? Какое у тебя настроение? Сядь удобно, спинка ровная. Начинаем занятие.
Логопед и ребенок садятся к зеркалу.
Л. – К нам пришел еще один гость. Я расскажу о нем, а ты попробуй отгадать, кто он.
Он родился на Луне,
Оказался на Земле.
Много здесь завел друзей,
Чтоб жилось им веселей.
Про него есть мультик,
Он зовётся …
Н. – Лунтик.
Логопед выставляет фигурку Лунтика. (Приложение 1)
Л. – Правильно. К нам пришел Лунтик. Ты смотрела о нем мультфильм? В этом мультике Лунтик какой?
Ответ ребенка.
Л. – Правильно, Лунтик добрый, справедливый, честный, любознательный, дружелюбный. У него много друзей. Он всегда помогает тем, кто просит о помощи. Сегодня на занятии мы будем играть с Лунтиком и его друзьями, а также будем учиться правильно произносить звук [Л]. О чем нужно помнить, когда мы произносим звук [Л].
Н. – Когда мы произносим этот звук, кончик языка продвигается вперед к щелочке между зубами.
Л. – Посмотрим в зеркало и произнесем звук еще раз.
Ребенок перед зеркалом произносит звук.
Л. – Лунтику нравится этот звук, потому что он слышится в его имени. А где он слышится: в начале, в середине или в конце слова?
Н. – В начале слова.
Л. – Правильно. Звук [Л] согласный или гласный?
Н. – Согласный.
Л. – Твердый или мягкий?
Н. – Твердый.
Л. – Какой фишкой обозначаем этот звук?
Н. – Синей фишкой.
Л. – Правильно. Звук звонкий или глухой?
Н. – Звонкий.
Л. – Правильно. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначается фишкой синего цвета.
Логопед показывает ребенку игровое поле с героями. (Приложение 2)
Л. – Сегодня Лунтик отправится за яблоками для бабы Капы. Она хочет сварить из них вкусное варенье. Посмотри, какой долгий путь ему предстоит пройти. По дороге он встретится со своими друзьями. Ты помнишь, как их зовут?
Н. – Это Мила, это Кузя, это…
Л. – Лунтик пойдет по этой зеленой блестящей дорожке. Давай и мы отправимся с ним в путь.
Логопед передвигает фигурку Лунтика по игровому полю.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Л. – Первой на своем пути Лунтику встретилась Мила. Она хочет сплести венок и просит нас помочь собрать цветы. Поможем?
Н. – Поможем.
Логопед показывает пособие «Чудесная полянка» для проведения артикуляционной гимнастики с прищепками – цветами. (Приложение 3)
Л. – Посмотри, полянка с цветами необычная. Чтобы сорвать цветок, необходимо выполнить упражнения для языка или губ. Все эти упражнения тебе знакомы. С какого упражнения ты хочешь начать?
Картинки с изображением упражнений «Заборчик», «Блинчик», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка». Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом и берет по одному цветку.
Л. – Мы собрали все цветы для Милы.
«Спасибо за помощь! - благодарит Мила. – Вы настоящие друзья»
Ребенок передвигает фигурку Лунтика по игровому полю.
2. Развитие мелкой моторики.
Л. – Лунтик идет дальше и встречает дядю Шнюка. Чтобы плести тонкую паутину пауку нужны быстрые пальчики, поэтому дядя Шнюк каждый день делает зарядку для рук. Он предлагает нам ее выполнить. Сделаем?
Н. – Да.
Л. – Смотри на картинки и выполняй упражнения двумя руками. (Приложение 4)
Зарядку можно выполнять стоя или сидя лицом друг к другу под музыку. Упражнения «Зайка», «Коза», «Замок», «Кольцо», «Телефон», «Стул», «Стол», «Гусь», «Цепочка».
Л. – Дядя Шнюк тебя хвалит. Молодец.
3. Автоматизация звука в слогах.
Л. – Лунтик идет дальше и встречает …
Н. – Пчеленка.
Л. – Правильно. Пчеленка пригласила на День рождения бабочка Элина. Для нее наш герой делает подарок.
Логопед выставляет перед ребенком поделку из конструктора и дополнительные детали для цветов. (Приложение 5)
Л. – Пчеленок просит помочь сделать цветы. Поможем? Бери по одной детали, собирай цветок и повторяй за мной слоги со звуком [Л] .
ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ
КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ
АКЛ – ОКЛ – УКЛ – ЫКЛ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
АСЛ – ОСЛ – УСЛ – ЫСЛ
Л. – Какие красивые цветы! Элине обязательно понравится такой подарок.
«Спасибо за помощь!» – благодарит нас Пчеленок.
4. Автоматизация звука в словах.
На игровом поле отсутствует часть дорожки.
Л. – А где же дорожка? Чтобы она появилась, нужно выполнить задание.
Логопед показывает ребенку картинки –квазиомонимы. На подносе лежат разноцветные камушки в виде звездочек и цветочков. (Приложение 6)
Л. – Здесь дорожка с картинками. Назови их, следи за звуком [Л].
Ребенок называет картинки по порядку.
Л. – Теперь мы сделаем дорожку, закроем картинки с изображением салата звездочками, а картинки с изображением халата –цветочками. Запомнила? Закрывай картинки и говори, чего нет. Следи за произношением звука [Л].
Н. – Нет салата, нет халата, нет …
Л. – Дорожку мы собрали. Лунтик может идти дальше.
Логопед возвращает часть дорожки. Ребенок передвигает фигурку по игровому полю.
5. Нейрогимнастика с мячом.
Л. – Посмотри, на пути у Лунтика стоит сундучок! Интересно, что там? Заглянем?
Н. – Да.
Логопед открывает сундучок, показывает 2 мяча Су-джок. (Приложение 7)
Л. - Здесь 2 мячика. Покажем Лунтику, как с ними можно поиграть.
Логопед и ребенок встают друг напротив друга и выполняют действия с мячами под счет или под музыку.
Л. – Тебе понравилось играть?
Н. – Да.
Л. – И Лунтику тоже понравилось. Теперь он научит своих друзей этой игре.
Ребенок садится за стол, передвигает фигурку по игровому полю.
6. Автоматизация звука в предложениях.
Л. – На пути Лунтика появились Вупсень и Пупсень. Они опять хулиганят. Гусеницы спрятали чужие вещи под этими фиалками. Лунтик хочет их найти. Поможем ему?
Н. – Поможем.
Логопед выкладывает перед ребенком плоскостное изображение фиалок. (Приложение 8)
Л. – Загляни под фиалки, там что-то есть?
Н. – Нет.
Л. – Где же спрятанные вещи? Чтобы их найти, надо включить волшебный фонарик.
Логопед выставляет фонарик.
Л. – Включаем фонарик, подносим фиалку, смотрим! Что под ней?
Н. – Под фиалкой булавка. И т. д.
Обратить внимание ребенка на флаг (флаг Российской Федерации).
7. Упражнение для снятия зрительного напряжения.
Л. – Мы помогли Лунтику найти спрятанные вещи. Настя, а ты помнишь, какие предметы ты нашла под фиалками? Закрой глаза и перечисли их.
Н. – Я нашла флаг….
Ребенок перечисляет названия картинок, которые он запомнил.
Л. - «Спасибо тебе, Настя, за помощь!» - благодарит тебя Лунтик. – Потом я
обязательно найду владельцев этих спрятанных вещей». Лунтику надо идти за яблоками.
Ребенок передвигает фигурку Лунтика по игровому полю.
8. Закрепление звука [Л] в рифмовке.
Л. – Дальше Лунктик встречает Луну. Луна говорит, что ей тоже нравится звук [Л], потому что он слышится в её имени. А где он слышится: в начале, в середине, в конце слова?
Н. – В начале слова.
Л. – Правильно. Луна любит сочинять стихи. Послушай, какой стишок у неё получился.
Логопед называет картинки-рифмовки. (Приложение 9)
Л. – Теперь ты назови картинки в каждом ряду, следи за звуком [Л].
Ребенок называет картинки.
Л. – Назови ещё раз все картинки, чтобы получился стишок.
Ребенок проговаривает рифмовку.
Л. –А теперь добавляем к проговариванию слов движения рук.
Ребенок называет слова и одновременно выполняет движения двумя руками.
Л. – Молодец. Ты всё правильно выполнила.
Л. – Молодец. Ты всё правильно выполнила.
III. Итог.
Л. – Наше занятие подходит к концу, потому что Лунтик дошел до яблони. Он соберет и отнесет бабе Капе яблоки для варенья. Как называется варенье из яблок? Какое оно?
Н. – Яблочное.
Л. – Правильно. Настя, тебе понравилось играть с Лунтиком и его друзьями?
Н. – Да.
Л. –Во время своего путешествия мы помогали Лунтику и его друзьям. А ты помогаешь своим друзьям? А почему нужно помогать?
Н. – Друзьям нужно помогать, чтобы сделать им приятно. Друзья и тебе помогут, если ты попросишь о помощи.
Л. – Правильно. На занятии ты следила за произношением звука [Л], помогала Лунтику и его друзьям, поэтому они приготовили тебе сюрприз! Загляни в эту маленькую коробочку.
Логопед дарит ребенку подарок.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9