Гаршина Дарья Андреевна
Конспект индивидуального занятия по работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: налаживание контакта и эмоционального общения ребенка со взрослым;
Задачи:
1) Образовательные:
– Формирование навыка у ребенка активной подражательной речевой деятельности.
– Формирование умения проговаривать двусложные слова (по возможности - фразу из двусложных слов).
- Уточнение и расширение пассивного словаря – название частей тела.
2) Коррекционно-развивающие:
– Развитие слухового восприятия.
– Развитие тактильного восприятия.
– Развитие зрительной памяти.
– Развитие произвольного внимания.
– Развитие логического мышления.
– Формирование правильного речевого выдоха.
– Развитие голоса.
– Развитие общей моторики.
– Развитие мелкой моторики.
3) Воспитательные:
– Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.
– Формирование у ребёнка навыка совместной работы.
– Формирование элементарных коммуникативных умений.
– Формирование умения слушать взрослого.
1. Давай споём гласные звуки (Новикова-Иванцова) - А, О, У, И.
А-а-а!
Как мама укачивает малыша? А-а-а!
Округляем губы, громко поём: О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб? О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём: У-у-у!
Как гудит паровоз? У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём: И-и-и!
Как кричит лошадка? И-и-и!
Узнавание и различение гласных из ряда звуков.
Инструкция. «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [а].
2. Развитие мелкой моторики - самомассаж пальцев колечками Су-Джок, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики, ура!
Нам домой идти пора.
(На две последних строчки - ритмично сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
3. Развитие фонематического слуха.
Игра “Кто пришёл?”
Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.
А пёс так: //-/
А мышка так: //-//.
Угадай, кто так постучал.
(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)
«Угадай, кто пришел»
Задачи: — развивать слуховое восприятие; — учить прислушиваться к звукам. Оборудование: игрушечные животные (кот, корова, поросенок, лошадь, баран, собака, аудиопроигрыватель, аудиозаписи голосов животных.
Логопед показывает игрушку кота: «Это кот, его зовут Мурлыка. Он добрый и веселый. Сегодня у кота день рождения. У него много друзей, все они спешат к нему и по-разному кричат. Послушаем, кто идет в гости к Мурлыке». Логопед включает аудиозапись голосов животных — звукоподражания (корова — му-му-му, поросенок — хрю-хрю-хрю, баран — бе-бе-бе).
Ребенок отгадывает их. Если ребенок угадал, чей голос, логопед дает ему эту игрушку. Если не угадал, взрослый повторно включает аудиозапись.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха.
«Отгадай, что звучит»
Предложить малышу послушать, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем взрослый воспроизводит звуки предметом так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок отгадывает (показывает, какой предмет звучал.
4. Угадай, какие звуки издаёт транспорт?
А теперь посмотри, кто-то в гости к нам едет. Это машина. Какие звуки издает? БИ-БИ
А вот приехал паровоз-ТУ-ТУ
А вот прилетел самолет-У-У-У
5. Развитие речевого дыхания. Игра «Задуй шарик в ворота»
Следить за плавным выдохом.
6. Развитие ручного праксиса. Развитие зрительного гнозиса. Узнавание основных цветов. Пальчики замерзли. Давай твои пальчики согреем.
Указательный зеленой шапочкой скорей накрой.
А под синий средний спрячь,
Самый маленький мизинчик
Желтой шапочкой прикрой.
Безымянный не замерз,
Большой пальчик, ты постой! Поздоровайся со мной!
6.1. Игра на развитие понимания речи «Возьми мячик»
Логопед берет мячик (или другую игрушку) и протягивает ребенку: «Возьми мячик!»
Взрослый вместе с малышом рассматривает рисунок на мячике, затем просит: «Дай мне мячик». Логопед берет мяч. Затем снова отдает мяч ребенку со словами: «Возьми мячик»
7. Игра с предметами на развитие активной речи «Чудесный мешочек».
- Нам пришла посылка с волшебным мешочком. Давай посмотрим, что там.
(Логопед дает ребенку мешочек, он достает по одной игрушке, а логопед их называет. Нужно 3-5 мелких предметов).
8. Игра «Покажи части тела».
- А теперь возьми игрушку зайки в руки. Покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.
9. Игра «Кто как голос подает?»
В деревне живут разные домашние животные: лошадь,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто как поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю)
Повтори, как я(«сначала Я, потом Ты сделай»)
10. Рассматривание картинок (пассивный словарь, вызывание звукоподражаний:
Задачи: — развивать пассивный словарь; — учить использовать в речи звукоподражания, слова, соотносить картинку со звукоподражанием; — учить понимать вопросы: «Это кто?», «У кого?», «Кому?».
Оборудование: картинки с изображением животных.
Речевой материал: звукоподражания — му-му, ме-ме, и-го-го, пи-пи-пи; слова — лошадь, корова, коза, цыплёнок.
Логопед показывает картинки с изображением животных.
Л о г о п е д: Это корова. Она говорит: «Му». Давай повторим вместе со мной. (Ребенок выполняет задание.) А теперь я дам тебе картинку. (Логопед дает картинку.) Кто у тебя? Ребенок отвечает. Называет (вместе с логопедом, что изображено на картинке, использует звукоподражания.
11. Координация речи с движением. Психогимнастика
Я называю, что у нас на теле, а ты показывай на себе - дотрагивайся двумя руками.
НАЗЫВАЮ Я СЛОВА: ЛОБ, ГЛАЗА И ГОЛОВА,
ШЕЯ, ПЛЕЧИ, ПАЛЬЦЫ, НОГТИ,
КУЛАКИ, ЛАДОНИ, ЛОКТИ,
НОС, ЖИВОТ, КОЛЕНИ, ПЯТКИ,
ГУБЫ, ЩЁКИ И ЛОПАТКИ.
12. Развитие слухоречевой памяти:
Логопед раскладывает перед ребенком фигуры с изображением животных (собака, корова, овца, лошадь, свинья).
— Дай корову; дай овцу; дай свинью…
13. Закрепление словаря по теме «домашние животные»
Игра «Помоги маме найти своего детеныша»
— Я покажу тебе картинку собаки и скажу: Собачка потеряла своего детеныша, помоги ей найти.
(Логопед раскладывает детенышей животных на столе, при затруднении помогает)
изученного материала.
14. Стимуляция речевой активности. Активизация словаря по лексической теме.
Игра: «Кого нет, назови».
Логопед выставляет игрушки в ряд, а одну прячет.
- Кого нет?
Ребёнок отгадывает - кого нет - и произносит нужное звукоподражание.
15. Формирование фразы.
Посмотри, у нас есть ещё какая - то картинка.
Скажи, что делает киса? - Киса идёт.
- Что делает хрюша? - Хрюша идёт.
- Что делает Катя? - Катя идёт.
- Что делает Миша? - Миша идёт.
- Что делает зайка?- Зайка идёт.
- Что делает Петя? - Петя идёт.
Д/и «Послушные игрушки»
Задачи: Учить произносить фразу с глаголом «сидит».
Инструкция:
Посади Катю на стул (мишку, зайку, хрюшу).
Л: Катя сидит. Кто? (Катя). Что делает (сидит)
Посадить всех по очереди по одному и про всех сказать: Миша сидит. Киса сидит…