Анастасия Спицина
Конспект урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне» 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения, отработка навыков подбора проверочных слов для слов с непроизносимой согласной в корне слова.
Задачи:
Образовательные:
• актуализировать знания по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»;
• развивать навыки словообразования, тренировать в подборе однокоренных слов;
• развивать навыки словоизменения;
• развивать навыки звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие:
• развивать слуховое и зрительное внимание;
Темочки:
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• активизировать и обогащать словарный запас;
• развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
• Воспитывать культуру устной и письменной речи;
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества
Ход занятия
I. Организационный этап
-Сегодня мы отправимся в необычную страну. Для того, чтобы узнать, как она называется, послушайте стихотворение.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
-Догадались, как называется эта страна? Правильно : «Страна непроизносимых согласных».
II. Основной этап
- Ребята, назовите тему нашего занятия («Непроизносимые согласные в корне слова»).
- Чему мы должны научиться?
- Да. Мы должны научиться находить и проверять слова с непроизносимыми согласными. Запишите число и тему нашего занятия.
- Ребята, посмотрите, ворота в эту волшебную страну необычной формы (в виде дуги).
-Кто догадался, на что похожа эта дуга?
- Конечно, на корень. Понятия «корень слова», однокоренные слова» нам будут сегодня очень помогать в «Стране непроизносимых согласных». (Вспоминаем все, что знаем об этих понятиях).
Охраняют ворота два стражника.
-У первого стражника имя Честный. Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Потерялась буква «Т»). Запишите имя первого стражника с потерявшейся буквой.
-У второго стражника имя Доблестный. Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Потерялась буква «Т»). Запишите имя первого стражника с потерявшейся буквой.
-Объясните значение слова доблестный? Подберите словосочетания. Запишем в тетради.
Какую общую орфограмму имеют эти имена?
- Непроизносимые согласные в корне слова.
-Стражники этой страны не знают, как писать свои имена. Они забыли правило. Помогите им. Продолжите: «Непроизносимые согласные в корне надо проверять. Для проверки необходимо подобрать ….»
Правильно, молодцы. Раз вы знаете правило, значит сможете помочь стражникам выполнить задание.
- Посмотрите, слова какой части речи записаны на доске?
-Правильно. Это имена прилагательные. (дается определение имени прилагательного)
-Молодцы. А теперь нужно «спасти» эти слова : превратить имена прилагательные в имена существительные (подобрать однокоренные, проверочные слова, вставляя пропущенные буквы). Выделите корень каждого слова.
Извес. ный -
прелес. ный
грус…ный
крепос…ной
завис…ливый,
гиган…ский
ужас…ный
- Давайте проверим и объясним написание каждого слова. Во всех ли словах нужно вставить согласную? Почему?
- Сколько звуков и букв в словах первого столбика? Чего больше: букв или звуков? Почему? Потому, что есть непроизносимая согласная в слове.
-Правильно, молодцы! Стражники пропустили вас!
Зрительная гимнастика
Руки за спинку, глаза не глядят
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Прочитайте текст. Замените выделенные слова словами из справки. (предварительно изменив форму слова на нужную). Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. Объясните, что нужно сделать, чтобы верно изменить форму слова.
В октябре стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Казалось, деревья собрались на веселое торжество и надели свои лучшие наряды.
Слова для справки. :Ненас)ный, прекрас)ный, праз)ник, радос)но.
- Проверяем. Как называются такие слова : прекрасная – хорошая, торжество праздник, весело -радостно?
-Правильно, синонимы (дети вспоминают определение понятия «синонимы»).
III. Итоговый этап
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что было сложно?