Екатерина Харсекина
Конспект индивидуального занятия для ребенка с ринолалией
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ринолалией.
Выполнила: учитель-логопед Харсекина Екатерина Викторовна
ЗВУК [М] (автоматизация)
ЦЕЛИ:
Автоматизация звука [м] в слогах и словах.
ЗАДАЧИ:
-выработка умений держать язык спокойно
- закрепить знания об артикуляции особенностей звука [М]
- развивать память, внимание, мышление
- развитие артикуляционной моторики
- дифференциация диафрагмально-реберного типа дыхания
Публикация «Конспект индивидуального занятия для ребенка с ринолалией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- фонематического слуха
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки к сказке «Три медведя», стакан с водой, трубочка, плюшевый медведь, серия наглядных картинок: мама, мох, мороз, машина, моль; счетные палочки.
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это?
Ребенок : мишка
Логопед: Какой первый звук спрятался в слове «Мишка»?
Ребенок : звук [М]
Логопед: звук [М] гласный или согласный?
Ребенок : согласный, так как мы его пропеть не можем.
Логопед: почему? Что нам мешает?
Ребенок : мешают губы
Логопед: мишка пришел к нам в гости из леса, чтобы посмотреть как ты занимаешься, что умеешь делать, чему научился. Он приготовил для тебя несколько заданий.
2. Развитие фонематического слуха
Логопед: И первое задание, Мишутка хочет поиграть с тобой в игру «Три медведя». (ребенку предлагается показать, как рычит низким голосом Михайло Потапыч, а каким голосом Настасья Петровна, а как высоким голосом пищит Мишутка. Логопед предлагает ребенку озвучить фразы разными голосами:»Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал на моей кровати?».
3. Работа по координации моторики нижней челюсти
Логопед: нам нужно размять наш ротик и язычок. Давай покажем мишке как мы умеем работать ротиком.
а) откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
б) имитация жевания
в) круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О)
4. Массаж твердого и мягкого неба
а) глотание слюны
б) позевывание, широко открывая рот
в) вдох с позевыванием через рот, выдох через нос
г) храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему)
5. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки языка
а) глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте
б) покашливание с вытянутым языком
в) пропевание гласных звуков А, Э, И, У.
6. Массаж лица.
Постукивание. Растирание.
7. Массаж губ.
а) сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
б) вытягивание губ широкой трубкой, при разомкнутых челюстях
в) поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях.
8. Мимическая гимнастика.
а) сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
б) поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании глаза почти закрываются и под переносицей образуется вертикальные и горизонтальные морщинки.
в) прищуривание глаз.
9. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.
Логопедический массаж (выполняет логопед)
1. Массаж губ: поглаживание, растирание, растягивание верхней и нижней губы, разминание надавливанием, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давай нашему гостю, мишке, расскажем сказку про «язычок».
Жил-был язычок (показывает язык)
Жил он в своем домике- ротике (ребенок открывает рот)
Однажды утром проснулся язычок
Посмотрел на часы (упражнение «Часики)
И решил что пора вставать.
Решил язычок испечь блинов (упражнение «блинчик»)
Наелся язычок блинчиков и пошел прогуляться.
Побежал язычок мимо забора (упражнение «заборчик»)
Решил покачаться на качелях (упражнение «качели»)
А потом покататься с горки (упражнение «горка»)
Пошел язычок дальше и встретил индюка (упражнение «индюк»)
Испугался язычок птицу и убежал домой (открывает рот).
10. Дыхательная гимнастика.
1. «Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду»- присесть. Встать («вынырнуть»)- выдох.
2. «Задуй свечу». Вдох- и резкий выдох- дуем «задуваем свечу».
3. «Буря в стакане». Вдохнуть и медленным протяженным выдохом дуть в трубочку, чтобы вода в стакане забурлила.
11. Работа над голосом.
Игра «Повтори за мной».
Будем мы сейчас играть
Звуки будем повторять!
Я скажу, ты повтори,
Голосок ко мне тяни.
12. Объявление темы.
Л: Сегодня мы с тобой и с Мишуткой будем играть со звуком М.
13. Развитие фонематического слуха
Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [М]
г, к, м, н, п, м, м, н, т, м, т, м
14. Пальчиковая гимнастика
Логопед: построй из счетных палочек букву М. (ребенок выкладывает букву).
Логопед: а теперь из своих пальчиков построй букву М.
15. Коррекция звукопроизношения (автоматизация в слогах и словах).
Логопед: Проговори слоги, четко произнося звук [М], Мишутка будет следить за тобой.
ма__ мэ__ мо__
ма__ма__ мэ__мэ__ мо__мо__
ма__ ма__ ма__ мэ__мэ__мэ__ мо__мо__мо__
Произнеси слова со звуком [м] (ребенок смотрит на сюжетную картинку и называет слова)
«Маня», «мама», «моль», «мох», «Маша», «мороз», «масло», «машина»
16. Итог занятия
Логопед: Ты очень хорошо занимался, четко произносил звук [м], Мишутка доволен твоей работой и приготовил для тебя маленький подарок. Ему пора отправляться домой, в лес.