Елизавета Рыбалка
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для ребёнка 6-7 лет.
ЦЕЛИ:
• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воз
душной струи.
• Учить правильно произносить звук [р] с механической по
мощью.
Задачи:
• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков, слогов, слов.
• Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных;
• Развивать внимание, память, графомоторные навыки.
Оборудование:
игрушка Робот, ватные палочки; предметные картинки с изображением автобуса, рюкзака, школьных принадлежностей; карандаши, тетрадь в клеточку, азбука - закладка.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Постановка звука;
5. Игра на развитие фонематического восприятия «Хлопни, топни, подними руку»
6. Характеристика звука. Игра «Повторюшки»;
7. Образование форм имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».
8. Развитие графомоторных навыков. Графический диктант. «Кораблик».
9. Итог занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй Марк.
Ребёнок здоровается.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл грустный робот Рома. Посмотри, какой он грустный. Наш робот грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже учишься рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен?
Ребёнок отвечает: Да.
Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.
2. Упражнения для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
3. Артикуляционная гимнастика.
А теперь давай покажем нашему роботу Роме, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.
Упражнения для подвижности кончика языка:
«Маляр»
Красить комнаты пора-
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Барабан»
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д!»
4 Постановка звука.
А теперь давай покажем нашему новому другу, что нужно делать губками и зубками, чтобы зарычать. Итак, наши губки открыты, зубки тоже открыты, кончик язычка поднят за верхние зубки, а язычок похож сейчас на чашечку. Давай покажем рукой чашечку. Показываем. А теперь мы попробуем поиграть в весёлого дятла, побарабаним вместе с тобой и роботом. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
Произнеси быстро длинный ряд: «д-д-д-д».
В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
У нас получается. Но для того, чтобы добраться до школы, нашему роботу нужно сесть в автобус. Вот беда, у нашего автобуса не заводится мотор. Давай поможем его завести (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р.
Ребенок выполняет.
5. Развитие фонематического слуха.
Ну что ж, наш автобус готов ехать в школу, а чтобы нам не скучно было в пути, давай поиграем вместе с ним в одну интересную игру. Она называется «Хлопни, топни, подними руку». Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши. Логопед произносит изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.
А сейчас нужно топнуть, когда услышишь звук Р в слогах РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.
А теперь нужно поднять руку, когда ты услышишь в словах звук Р (ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.
Молодцы, у вас очень хорошо получается. Нам нужно проверить, хорошо ли работает наш автобус. Давай ещё раз заведём наш мотор. Воспроизводим рычание с помощью палочки и самостоятельно.
6. Характеристика звука Р. Игра «Повторюшки».
Логопед: Посмотри Марк, нам встретилась вот такая азбука на пути. Я, думаю, она пригодится нашему роботу в школе. Давай мы сейчас покажем ему, как выглядит наш сегодняшний друг – звук Р. Отыскиваем на алфавитной ленточке букву Р, характеризуем её.(звук согласный, звонкий, парный по твёрдости/мягкости)
Молодцы. Давайте вместе поиграем с этим звуком в игру «Повторюшка». Повторяем вместе :
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
,Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.
7. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».
Ну а теперь давай поможем роботу собрать необходимые принадлежности. Игра «Что лишнее». Предметные картинки. Нужно выбрать и положить в портфель, только школьные принадлежности.
Ребёнок отбирает школьные принадлежности, укладывает их в рюкзак, называет во множественном числе, родительном падеже, затем откладывает лишние картинки.
8. Графомоторные навыки.
Итак, портфель мы собрали, автобус готов, осталось подарить нашему роботу подарок и отправиться в путь. Давай мы нарисуем для нашего робота картину. А чтобы он догадался, какой его ждёт подарок, я сейчас загадаю загадку, а вы вместе подскажете мне отгадку.
Загадка :
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном корабле
Правильно, мы подарим нашему роботу сегодня кораблик. Давай его сейчас нарисуем. Графический диктант. Рисуем по клеточкам.
1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз,7 клеточек вправо,1 клеточка вверх,1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,4 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево,1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево,6 клеточек вниз, 4 клеточки влево.
9. Итог занятия.
Мне кажется, наш робот начал улыбаться, а это значит, что мы его научили рычать. Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудился, и благодарный робот дарит тебе наклейку.