Анастасия Спицина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»
Цели: автоматизация звука [Л] в слогах и словах
Задачи:
Образовательные:
• Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука [Л];
• Автоматизировать звук [Л] в слогах и словах
Развивающие:
• Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
• Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать самоконтроль за речью,
• Умение вслушиваться в речь логопеда.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: зеркала, штапели или зонды, спирт, квадратики зеленого, синего, красного цветов, раздаточный материал «Домашняя работа».
Ход занятия
I. Организационный этап
Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом:
– Здравствуй,! Успокаиваемся и настраиваемся на занятие!
1) Артикуляционная гимнастика
o Улыбка (удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны)
o Заборчик (улыбнуться без напряжения, обнажая передние зубы)
o Лопаточка (открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык)
o Наказать непослушный язычок (немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек)
2) Дыхательные упражнения
o Загнать мяч подальше (1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и плавно, со звуком [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю)
o Фокус (улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной)
II. Коррекционно – развивающий этап
o Объявление темы занятия
– Сегодня мы будем учится красиво петь звук, который мы сейчас будем отгадывать. Я тебе прочту рассказ, а ты мне скажешь какой звук встречался чаще всего.
Находка
Мила сидела у окна и услыхала жалобный визг. Мила побежала в сад и увидела там щенка. Ему было холодно. Миле стало
жалко его. Мила закутала щенка в платок и понесла домой. Она
дала ему тёплого молока. Щенок вылакал всё молоко и уснул.
– Какой звук ты слышал чаще всего?
Ребенок отвечает
– Правильно. Мы будем учится петь песенку звука [Л]
o Произношение изолированного звука и разбор артикуляции по плану
– Хорошо, давай с тобой повторим как мы красиво произносим звук [Л]. В каком положении у нас губы (губы нейтральны, принимают положение следующего гласного? А какой у нас язычок во время произношения (язык «иголочкой» поднят к верхнему нёбу и упирается в верхние зубы? А работают у нас голосовые складочки, давай проверим ладошку к горлышку приложим (есть вибрация или нет? А теперь давай произнесем звук и подуем на ладошку, какой ветерок подул (плавный теплый ветерок?
Положить перед ребенком 3 квадратика: синий, зеленый, красный.
– Молодец! А теперь давай повторим какой у нас звук [Л] 9положить перед ребенком 2 квадратика синего и красного цвета). Звук [Л] у нас гласный или согласный (согласный? Хорошо, а он твердый или мягкий (кладем вместо красного квадратика зеленый) (твердый?
3) Закрепление звука в слогах, словах
– А теперь давай повторим с тобой слоги :
Ла – Ла – Ла
Лу – Лу – Лу
Ал – Ал – Ал
Ул – Ул – Ул
Ло – Ло – Ло
Лы – Лы – Лы
Ол – Ол – Ол
Ил – Ил – Ил
Ла – Ло – Лу – Лы
Лы – Лу – Ло – Ла
Ла – Лы – Лу – Ло
Лу – Лы – Лы – Ло
Лы – Ла – Ло – Лу
Ял – Ёл – Юл – Ил – Ел
Ал – Ол – Ул – Ыл
Ал – Ял – Ол – Ёл
– А теперь повтори за мной слова :
Лаз, лак, лапа, юла, зола, дела, жила, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
– А ответь мне на каверзные вопросы:
Чем ты будешь есть кашу? (Ложкой)
Чем ты будешь есть котлету? (Вилкой)
Чем папа забивает гвозди? (Молотком)
Что в комнате над головой? (Потолок)
Что в комнате под ногами? (Пол)
Чем копают землю? (Лопатой)
4) Домашнее задание
– Молодец! А сейчас я тебе дам волшебный листок, мы начнем его заполнять здесь, а доделаешь дома.
III. Итоговый этап
– Ты сегодня большой молодец, поэтому я дарю тебе такую большую наклейку! Молодец!