Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект индивидуального логопедического занятия в ДОУ «Играем с мышкой Шушей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Играем с мышкой Шушей» (автоматизация звука [ш] в слогах и словах)
Цель: Формировать навык правильного произношения звука [ш] в слогах и словах.
Коррекционно-образовательная задачи.
1. Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах и словах.
2. Закреплять обобщающие понятия одежда, игрушки.
3. Закреплять образование множественного числа имен существительных. 4. Закреплять согласование числительного с существительным.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Формировать зрительное восприятие в процессе составления разрезных картинок
2. Формировать фонематическое восприятие в процессе игры «Ловишки».
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством кольца из массажного шарика су-джок
4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением при помощи динамической паузы
5. Формировать правильное речевое дыхание в процессе выполнения дыхательных упражнений
6. Формировать артикуляционную моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.
7. Способствовать нормализации мышечного тонуса лица в процессе выполнения самомассажа.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитывать организованное поведение во время занятия.
2. Формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности
3. Воспитывать контроль за собственной речью
Оборудование: картинка с изображением мышки Шуши, карточки с изображением символов артикуляционных упражнений, индивидуальное зеркало, разрезные картинки (кошка, мишка, картинка с изображением чашки с поднимающимся над ней паром, картинка с изображением мышат, мешочек, шарик су-джок, предметные картинки со звуком [ш], ноутбук, разминка Е. Железновой «Мышь полезла в первый раз…», раскраска с изображением игрушек.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Отгадай загадку и ты узнаешь, кто сегодня пришёл к нам в гости:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
(Мышка)
Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Шуша (логопед достаёт картинку).
Какие звуки повторяются в словах мышка и Шуша? – Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем играть со звуком [ш].
Повторение
Логопед: Давай пошипим. Вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается на бугорки за верхними зубами).
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно шшшш.
– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, а его края загибаются. Выходит струя теплого воздуха.
Обучение элементам самомассажа
Давай поиграем в любимую игру Шуши
Мышки в норочках сидят, поглаживание лба от середины к вискам
Мышки в щелочки глядят. поглаживание щек от подбородка к вискам
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут. пощипывание лица
Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет! похлопывание
Серый кот гулять пошел,
И мышат он не нашел. постукивание лица подушечками пальцев Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают. разглаживание
– Вот проснулся кот и зашипел на мышей: “Ш-ш-ш”
Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания
Логопед: Давай мы с тобой угостим нашу гостью Шушу чаем. А к чаю испечем пирог и блинчики.
1. «Месим тесто» 2. «Блинчики»
- Тесто мнём, мнём, мнём, - Испекли блинов немножко,
Тесто жмём, жмём, жмём, Остудили на окошке.
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
3. «Вкусное варенье» 4. «Бублик»
- Блин мы ели с наслажденьем - Бублик мы изобразили –
Перепачкались вареньем. Губы плавно округлили.
Чтоб варенье с губ убрать, Их теперь нельзя смыкать,
Ротик нужно облизать. «Бублик» надо удержать.
5. «Чашечка»
- Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упражнение на развитие дыхания
Логопед: Ой, какой чай горячий! Что нужно сделать, чтобы его остудить?
- Я «чашку» выведу вперёд, с неё подую вверх. И тёплый воздух обдаёт мой носик, например.
Логопед :А как называют детенышей у мышки? (мышата). Они очень любят играть с воздушными шариками. Но острых когтей шарики все время лопаются.
Надувала мышка шар,
А мышонок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у мышки шарик – хлоп!
Ш-ш-ш…
Ребенок кладет руки на живот и делает вдох через нос, надувая животики. После небольшой задержки дыхания, ребенок выдыхает воздух, сдувая живот и произнося звук “Ш-ш-ш. ” на выдохе. Повторить упражнение 5–6 раз.
Формирование фонематического восприятия. Логопед: Мышка предлагает тебе поиграть в игру «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки (слоги). Когда ты услышишь звук [ш], ты его поймаешь в ладошки.
С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ
Автоматизация Ш в слогах.
Логопед: Что принесла наша мышка? (мешочек) Давай посмотрим, что в нем лежит. Только чтобы мешочек развязать, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяй за мной.
ша- ша – ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши
Логопед: Не развязывается мешочек, давай повторим еще одно заклинание:
аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, иш-иш-иш
Логопед: Теперь мешочек развязался. Посмотрим, что принесла тебе мышка. Что это?
Ребенок: Шарик.
Логопед: Правильно, а в шарике спрятано колечко. Будем надевать его на пальчики и петь любимые песенки Шуши.
аша, ошо, ушу, оша, ушо, ыша, уша, ошу, аша
Автоматизация Ш в словах.
Логопед :А еще Мышка принесла с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.
Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]
(шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш)
Динамическая пауза.
Логопед: А теперь нам пора немного отдохнуть. Слушай музыку и повторяй движения за мной.
«Мышь полезла в первый раз…»
Мышь полезла в первый раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед
Вдруг часы сказали: "Бом!", хлопок перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед Мышь полезла второй раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" два хлопка перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед
Мышь полезла в третий раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!", три хлопка перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед
Формирование зрительного восприятия.
Логопед: А вот еще в мешочке картинке, но их погрызли мышата. Давай вместе из кусочков нужно собрём картинки и назвем их (кошка, мишка).
Автоматизация звука в словах
1. Употребление имен существительных во множественном числе.
Логопед: Решила мышка пойти в магазин и купить подарки мышатам. Посмотри внимательно на картинки и скажи, что продается в магазине.
Ребенок: машины, подушки, шапки, чашки, рубашки, карандаши.
2. Согласование им. сущ. с числительным.
Логопед: Много шапок увидела мышка, давай поможем ей их сосчитать.
Ребенок: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок
Логопед: Молодец. А теперь посчитай машины.
Четвертый лишний.
Логопед: Посмотрела, мышка на одну полку и увидела лишний предмет. Скажи, что лишнее? (картинки: шуба, шарф, шапка, мишка)
Ребенок: Лишний мишка, потому что это игрушка, а остальное все одежда.
Взяла Шуша покупки и пошла домой, а дорога длинная. Идет мышка и сочиняет стихи.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Логопед: А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние слова.
Логопед: Носит яркий гребешок наш веселый …
Ребенок: Петушок.
Логопед: Мышка моется под душем, моет хвостик, моет…
Ребенок: Уши.
Логопед: Вот бежит малышка серенькая …
Ребенок: Мышка.
Логопед: Зашуршали тихо шины – это едет к нам ….
Ребенок: Машина.
Логопед: Рисуют дружно малыши, у них в руках…
Ребенок: Карандаши.
Логопед: Мама просит Машу : «Свари братишке…»
Ребенок: Кашу.
Развитие графических навыков
Логопед: Давай сделаем мышатам тоже подарки. Перед тобой картинка, на ней нарисованы предметы. Как можно их назвать одним словом? Ребенок: игрушки. Логопед: Правильно. Раскрась только те картинки, в названии которых есть звук [ш].
Итог занятия.
Логопед: Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]
- Тебе понравилось занятие? Ты очень хорошо занималась, молодец. Я думаю, что Шуша осталась тоже очень довольна. Ей пора домой, давай проводим мышку. Что мы ей скажем?
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Играем с мышкой Шушей» (автоматизация звука [ш] в слогах и словах)
Цель: Формировать навык правильного произношения звука [ш] в слогах и словах.
Коррекционно-образовательная задачи.
1. Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах и словах.
2. Закреплять обобщающие понятия одежда, игрушки.
3. Закреплять образование множественного числа имен существительных. 4. Закреплять согласование числительного с существительным.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Формировать зрительное восприятие в процессе составления разрезных картинок
2. Формировать фонематическое восприятие в процессе игры «Ловишки».
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством кольца из массажного шарика су-джок
4. Развивать общую моторику, координацию речи с движением при помощи динамической паузы
5. Формировать правильное речевое дыхание в процессе выполнения дыхательных упражнений
6. Формировать артикуляционную моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.
7. Способствовать нормализации мышечного тонуса лица в процессе выполнения самомассажа.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитывать организованное поведение во время занятия.
2. Формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности
3. Воспитывать контроль за собственной речью
Оборудование: картинка с изображением мышки Шуши, карточки с изображением символов артикуляционных упражнений, индивидуальное зеркало, разрезные картинки (кошка, мишка, картинка с изображением чашки с поднимающимся над ней паром, картинка с изображением мышат, мешочек, шарик су-джок, предметные картинки со звуком [ш], ноутбук, разминка Е. Железновой «Мышь полезла в первый раз…», раскраска с изображением игрушек.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Отгадай загадку и ты узнаешь, кто сегодня пришёл к нам в гости:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
(Мышка)
Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Шуша (логопед достаёт картинку).
Какие звуки повторяются в словах мышка и Шуша? – Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем играть со звуком [ш].
Повторение
Логопед: Давай пошипим. Вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? – Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается на бугорки за верхними зубами).
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно шшшш.
– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, а его края загибаются. Выходит струя теплого воздуха.
Обучение элементам самомассажа
Давай поиграем в любимую игру Шуши
Мышки в норочках сидят, поглаживание лба от середины к вискам
Мышки в щелочки глядят. поглаживание щек от подбородка к вискам
Ой, как много мышек тут,
Коготками пол скребут. пощипывание лица
Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет! похлопывание
Серый кот гулять пошел,
И мышат он не нашел. постукивание лица подушечками пальцев Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают. разглаживание
– Вот проснулся кот и зашипел на мышей: “Ш-ш-ш”
Артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания
Логопед: Давай мы с тобой угостим нашу гостью Шушу чаем. А к чаю испечем пирог и блинчики.
1. «Месим тесто» 2. «Блинчики»
- Тесто мнём, мнём, мнём, - Испекли блинов немножко,
Тесто жмём, жмём, жмём, Остудили на окошке.
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
3. «Вкусное варенье» 4. «Бублик»
- Блин мы ели с наслажденьем - Бублик мы изобразили –
Перепачкались вареньем. Губы плавно округлили.
Чтоб варенье с губ убрать, Их теперь нельзя смыкать,
Ротик нужно облизать. «Бублик» надо удержать.
5. «Чашечка»
- Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упражнение на развитие дыхания
Логопед: Ой, какой чай горячий! Что нужно сделать, чтобы его остудить?
- Я «чашку» выведу вперёд, с неё подую вверх. И тёплый воздух обдаёт мой носик, например.
Логопед :А как называют детенышей у мышки? (мышата). Они очень любят играть с воздушными шариками. Но острых когтей шарики все время лопаются.
Надувала мышка шар,
А мышонок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у мышки шарик – хлоп!
Ш-ш-ш…
Ребенок кладет руки на живот и делает вдох через нос, надувая животики. После небольшой задержки дыхания, ребенок выдыхает воздух, сдувая живот и произнося звук “Ш-ш-ш. ” на выдохе. Повторить упражнение 5–6 раз.
Формирование фонематического восприятия. Логопед: Мышка предлагает тебе поиграть в игру «Ловишки». Шуша будет произносить разные звуки (слоги). Когда ты услышишь звук [ш], ты его поймаешь в ладошки.
С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ
Автоматизация Ш в слогах.
Логопед: Что принесла наша мышка? (мешочек) Давай посмотрим, что в нем лежит. Только чтобы мешочек развязать, нам нужно произнести волшебное заклинание. Повторяй за мной.
ша- ша – ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши
Логопед: Не развязывается мешочек, давай повторим еще одно заклинание:
аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш, иш-иш-иш
Логопед: Теперь мешочек развязался. Посмотрим, что принесла тебе мышка. Что это?
Ребенок: Шарик.
Логопед: Правильно, а в шарике спрятано колечко. Будем надевать его на пальчики и петь любимые песенки Шуши.
аша, ошо, ушу, оша, ушо, ыша, уша, ошу, аша
Автоматизация Ш в словах.
Логопед :А еще Мышка принесла с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.
Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]
(шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш)
Динамическая пауза.
Логопед: А теперь нам пора немного отдохнуть. Слушай музыку и повторяй движения за мной.
«Мышь полезла в первый раз…»
Мышь полезла в первый раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед
Вдруг часы сказали: "Бом!", хлопок перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед Мышь полезла второй раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" два хлопка перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед
Мышь полезла в третий раз марширует на месте
Посмотреть, который час. выполняет упражнение «бинокль» с небольшим наклоном вперед Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!", три хлопка перед собой
Мышь скатилась кувырком. согнутыми в локтях руками вращать перед собой, наклон вперед
Формирование зрительного восприятия.
Логопед: А вот еще в мешочке картинке, но их погрызли мышата. Давай вместе из кусочков нужно собрём картинки и назвем их (кошка, мишка).
Автоматизация звука в словах
1. Употребление имен существительных во множественном числе.
Логопед: Решила мышка пойти в магазин и купить подарки мышатам. Посмотри внимательно на картинки и скажи, что продается в магазине.
Ребенок: машины, подушки, шапки, чашки, рубашки, карандаши.
2. Согласование им. сущ. с числительным.
Логопед: Много шапок увидела мышка, давай поможем ей их сосчитать.
Ребенок: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок
Логопед: Молодец. А теперь посчитай машины.
Четвертый лишний.
Логопед: Посмотрела, мышка на одну полку и увидела лишний предмет. Скажи, что лишнее? (картинки: шуба, шарф, шапка, мишка)
Ребенок: Лишний мишка, потому что это игрушка, а остальное все одежда.
Взяла Шуша покупки и пошла домой, а дорога длинная. Идет мышка и сочиняет стихи.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Логопед: А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние слова.
Логопед: Носит яркий гребешок наш веселый …
Ребенок: Петушок.
Логопед: Мышка моется под душем, моет хвостик, моет…
Ребенок: Уши.
Логопед: Вот бежит малышка серенькая …
Ребенок: Мышка.
Логопед: Зашуршали тихо шины – это едет к нам ….
Ребенок: Машина.
Логопед: Рисуют дружно малыши, у них в руках…
Ребенок: Карандаши.
Логопед: Мама просит Машу : «Свари братишке…»
Ребенок: Кашу.
Развитие графических навыков
Логопед: Давай сделаем мышатам тоже подарки. Перед тобой картинка, на ней нарисованы предметы. Как можно их назвать одним словом? Ребенок: игрушки. Логопед: Правильно. Раскрась только те картинки, в названии которых есть звук [ш].
Итог занятия.
Логопед: Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А какой звук мы сегодня повторяли? – Правильно, звук [ш]
- Тебе понравилось занятие? Ты очень хорошо занималась, молодец. Я думаю, что Шуша осталась тоже очень довольна. Ей пора домой, давай проводим мышку. Что мы ей скажем?