Наталья Корсакова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах у ребёнка с дизартрией. Точечный массаж и инструментальный массаж.
Цель:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Закрепление правильного произношения звука [Ш] (в изолированном произношении и в слогах);
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, набор детских щеток для массажа, зеркало, картинка для выкладывания палочками по образцу «мышка», счётные палочки, набор призовых наклеек
Ход занятия1. Организационный момент
2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры
МАССАЖ ЛБА
Упражнение № 1Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
Упражнение № 2Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; Описание: разминание лба от середины к вискам. Упражнение № 3Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; Описание: растирание лба от середины к вискам.
Упражнение № 4Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.
Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; Описание: постукивание лба от середины к вискам.
МАССАЖ ЩЕКУпражнение № 1Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта; Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.
Упражнение № 2Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба; Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДЙ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24Jдо точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.
МАССАЖ СКУЛОВОЙ МЫШЦЫ
Упражнение № 1Цель: укрепление скуловой мышцы; Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 2Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу; Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 3Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта; Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
МАССАЖ ГУБ
Упражнение № 1Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.
Упражнение № 2Цель: укрепление и активизация мышц губ; Описание: разминание губ от середины к углам.
Упражнение № 3Цель: укрепление и активизация мышц губ; Описание: пощипывание губ от середины к углам.
Упражнение № 4Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз; Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.
Упражнение № 5Цель: укрепление и активизация мышц губ; Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.
МАССАЖ ЯЗЫКА
Упражнение № 1Цель: расслабление продольных мышц языка; Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка щёточками, используя обе стороны.
Упражнение № 2Цель: расслабление поперечных мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
Упражнение № 3Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
- Изолированное выполнение артикуляционных упражнений из индивидуальной тетради. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».
- Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;
4. Вызывание изолированного звука [Ш] логопедическим зондом №5. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Далее без зонда «Песенка сердитого гуся». Ребёнку предлагается вспомнить, как шипит сердитый гусь. Язык чашечкой наверх самостоятельно.
5. Автоматизация звука [Ш] в слогах
1) Ребенку предлагается воспроизвести слоги Аш-ш-ш-ш, Ош-ш-ш-ш, Уш-ш-ш-ш, Ыш-ш-ш-ш, Эш-ш-ш-ш
2) Далее слоговые ряды :
Шта-што-шту-шты
Што-шту-шта-шты
Шту-што-шты-шта
Што-шты-шту-шта
Шпа-шпо-шпу-шпы
Шпо-шпу-шпы-шпа
Шпу-шпы-шпа-шпо
Шпы-шпо-шпу-шпа
Тша-тшо-тшу-тши
Тшо-тшу-тши-тша
Тшу-тши-тшо-тша
Тши-тшо-тшу-тша
5. Развитие фонематического слуха
Выделение слов на звук [Ш] из коротких стихотворений.
Ребенку предлагается прослушать стихотворения и, если он услышит слово со звуком[Ш], то он должен открыть окошко на звуковой линийке.
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку.
И накормила кошку. (7)
Ушки на макушке у кошки и у мышки.
Но у кошки ушки больше, чем у мышки. (8)
6. Развитие мелкой моторики
Ребенку предлагается выложить из счётных палочек (спичек) картинку по образцу «мышка». Определяем позиции звука [Ш] в этом слове (начало, середина, конец слова)
7. Итог занятия
Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии. Ребёнок сам выбирает и приклеивает в свою тетрадь призовую наклейку.