Щепелина Ольга Васильевна
Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с ЗПР 5 лет «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Морские обитатели.
Цель: обобщение и систематизация знаний о морских обитателях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи. Пополнить знания о подводном мире, его обитателях; расширить и активизировать словарь по теме; побуждать использовать в своей речи простые и сложные предложения; развивать умение изменять имена существительные по числам;
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; развивать общую и мелкую моторику;
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с ЗПР 5 лет „Морские обитатели“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать интерес к участию в занятии, навык сотрудничества; воспитывать умение внимательно слушать.
Оборудование: аудиозапись «Шум морского прибоя»; пазл «Морские обитатели»; презентация «Угадай морское животное»; раковины на выбор; тренажер для развития речевого дыхания «Аквариум».
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Логопед: Степа, здравствуй! Я очень рада встрече с тобой, сегодня у нас будет увлекательное путешествие. Для начала надо отгадать загадку, возьми раковину со стола и послушай звуки, которые она пропоет. (Звучит звуковая дорожка «Шум морского прибоя»). Степа, прислушайся, как ты думаешь, что это за шум? (Логопед задает наводящие вопросы). Ты догадался, о чем пели раковины? На что похоже их пение? (шум ветра, плеск воды). Это шум моря. Правильно, это шумит море.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы отправимся с тобой в увлекательное путешествие по морю. Познакомимся с морскими обитателями.
II. Основная часть
1. Знакомство с морскими обитателями (Презентация «Угадай морское животное»)
Подводный мир - это целая страна! Она увлекательна и очень красива. Так же как и на суше живут животные и птицы, растут деревья и кустарники, под водой живут рыбы, крабы, моллюски, растут рифы. На нашей планете существую не только реки и озера, а еще моря и океаны.
Слайд 1
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живет на свете … (кит)
Логопед: Правильно. Это кит. Посмотри на кита внимательно, что можешь сказать про кита? Какой он? (Кит огромный, кит добрый, кит длинный, кит синий). Давай послушаем голос кита.
Слайд 2.
Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для нее родней –
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха
Кто – эта крепость? … (черепаха)
Логопед: Правильно. Это черепаха. Есть черепахи, которые живут на суше, а есть такие, которые очень любят плавать, поэтому они живут в воде, они приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал меньше и легче, морская черепаха не может в нем прятаться. По суше они передвигаются медленно, а в воде хорошо и быстро плавают и называются - «водоплавающие». Степа, давай повторим это сложное слово -водоплавающие (повторяют по слогам). А какой отличительный признак есть у черепахи? (У черепахи есть панцирь). А что можно сказать про черепаху? Какая она? (Черепаха большая, черепаха добрая, черепаха медленная, черепаха водоплавающая).
Слайд 3.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (осьминог)
Логопед: Правильно. Это осьминог. На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Питается мелкими морскими животными. А еще он может пускать краску - чернила, чтобы спастись от преследователя. Что мы можем сказать про осьминога? (Голова и восемь ног-рук, щупалец). Какой он? (Осьминог большой, осьминог добрый, осьминог сильный).
Слайд 4.
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка!
Скок да скок —
Прыгает. (морской конек)
Логопед: Это морской конек. Живут морские коньки в зарослях морской травы, прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, если опасность - маленькие мальки прячутся в папины сумочки. Степа, как ты думаешь, на кого или на что похож морской конек? Какой он? (Морской конек красивый, разноцветный, забавный, игривый, веселый, быстрый).
Слайд 5
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадался? Это. (краб)
Логопед: Правильно это краб. Тело краба напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Какой краб? (Краб неуклюжий, краб смешной, краб полезный, краб морской).
2. Пальчиковая гимнастика «Краб» исп. Е. Железнова
Поставь локти рук на стол. Ладони вверх.
- Ветер дует, завывает, пальмы в стороны качает. (Руки на столе на локтях, пальцы ладошек вместе раскачиваются из стороны в сторону)
- А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит, (Ладонями имитируют «клешню», раздвигая каждый пальчик отдельно, изолированно)
- Чайка над водой летает (Руки скрепляются между собой большими пальцами, выполняется имитация взмахов крыльев)
- И за рыбками ныряет (Руки лодочкой, имитация ныряния)
- Под водой на глубине крокодил лежит на дне, (Пальцы рук раздвигают и округляют, ладони соединяют у запястья, имитируя «зубы», «пасть крокодила» открывается с усилием).
3. Пазл «Морские обитатели»
Цель: закрепить названия морских обитателей; развивать мелкую моторику пальцев рук, волевые качества личности (терпение, усидчивость).
4. Дидактическая игра «Топай-хлопай»
Цель: Развитие слухового внимания, общей моторики.
Логопед: Степа, слушай внимательно задание, я называю животное, если это животное относится к морским обитателям - хлопай в ладоши, а если это животное обитает на суше – топай ногами (волк, осьминог, кит, заяц, морской конек, лиса, кот, краб, водоплавающая черепаха, корова).
5. Упражнение на развитие речевого дыхания с использованием тренажера «Аквариум»
Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха, активизация губных мышц.
6. Дидактическая игра «Один – много»
Цель: формировать грамматический строй речи; развитие умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
Акула – акулы
Дельфин – дельфины
Кит – киты
Черепаха – черепахи
Медуза – медузы
Осьминог – осьминоги
7. Чистоговорки
АН – АН – АН - глубокий океан
РЯ – РЯ – РЯ – синие моря
НА – НА – НА – обитатели морского дна
НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне
ТА – ТА – ТА - под водою красота
ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги
АК – АК – АК - проползает рак
ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня
III. Заключительная часть
Рефлексия. Логопед: Степа, мы сегодня путешествовали по морю, каких морских обитателей встретили? Почему они называются «морские»? Кто из морских обитателей тебе больше всего запомнился? Почему? А что тебе еще понравилось в морском путешествии? А какое задание для тебя было трудным?
Логопед хвалит и благодарит ребенка: «Степа, сегодня ты –слушал внимательно, запоминал и старался отвечать на все вопросы правильно, ты молодец! Умница!».
Литература:
1. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. – М. : В. Секачев; ИОИ, 2008.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др. ; под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
3. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990.