Лариса Перекальская
Конспект игровой ситуации по речевому развитию на тему «Крылатое выражение «С гулькин нос»»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 г. Пугачева Саратовской области».
Конспект игровой ситуации по речевому развитию
по теме: «Крылатое выражение «С Гулькин нос»»
Воспитатель:
Перекальская Л. А.
г. Пугачев
2019 г.
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н. Е.
Возрастная группа: подготовительная
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Тема: крылатое выражение «С гулькин нос»
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: создать условия для активизации и обогащения словарного запаса детей.
Задачи:
1. Обучающая: дать понятие «небылица» ,отметить ее особенности, совершенствовать умение у детей обобщать.
2. Развивающая : развивать связную речь детей, воображение, мышление, фантазию, умение рассуждать.
3. Воспитательная: воспитывать у детей интерес к народному творчеству,доброжелательное отношение друг к другу, умение внимательно слушать взрослого.
Виды деятельности: ООД
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности - речевое развитие.
Оборудование: иллюстрации по теме «Голуби», игрушка «Голубь», кукла «Дед Иван»,атрибуты для игры «Много-мало», текст сказки «С гулькин нос».
Предварительная работа:
дидактические игры по речевому развитию.
ХОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель: Ребята. Сегодня к нам пришел в гости дед Иван. Он уже старенький,но много чего знает и помнит. Но и многое позабыл. Однажды он перечитывал стихи и не понял, что в них напутано. Давайте ему поможем.
Дидактическая игра «Слово заблудилось».
1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме.
Там ползет зеленый лук с длинными усами.
Вопрос: кто ползет? (лук). Лук может ползти (он растет).Какое слово нужно поменять (лук-жук).Читаем правильно.
2. Врач напомнил дяде Мите -Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель перед сном».
Вопрос: что врач назначил больному (цапли).Есть такие лекарства (нет).Какое слово надо поменять (цапли-капли).читаем правильно.
3. Жучка будку не доела,
Не охото – надоело.
Вопрос: что ела Жучка (будку).Можно ее есть? А что же она ела? (Булку).Читаем правильно.
4. Забодал меня котел- на него я очень зол.
Вопрос: что такое котел?Кто забодал (котел).какое слово нужно заменить (котел-козел).
Мы с вами прочитали стихи о том. Что в жизни такого не бывает. Их называют –небылицы.
Ориентирование на процесс игровой ситуации.
Дети стоят в кругу в холле группы.
Дети заходят в группу.
Основная часть. Решаем поставленные задачи.
Воспитатель: посмотрите, что у нас изменилось в группе? Дети замечают изменения.
Воспитатель просит детей подойти к окну.
Беседа.
Голубя по другому называют «гулька». Они не поют, а произносят звуки «гули-гули». За это и прозвали голубя гуля, гулька. У голубя маленький клюв. Благодаря ему и появилось крылатое выражение «С гулькин нос».
Дидактическая игра «Много- мало».
Воспитатель просит сравнить количество.
В тарелке, где лежит мало говорят по другому -здесь «С гулькин нос».
Воспитатель просит пройти детей на стульчики.
Беседа.
Небылицы люди придумали на Руси давно. Раньше не было ни телевизоров, компьютеров, телефонов Людям после тяжелой работы хотелось отдыхать и они придумывали разные смешные истории.
Послушайте одну из них.
Ехал фикус на коне- вел старушку на ремне.
А собачка в это время –мыла Ваню на окне.
Вопрос: такое бывает в жизни? Получилась небылица.
Давайте вместе составим правильный вариант ответа.
Ехал Ваня на коне -вел собачку на ремне.
А старуха в это время мыла фикус на окне.
Физ. минутка.
Если весело тебе- ты три раза топни.
Если весело тебе- ты три раза хлопни.
Если весело тебе -к солнцу потянись.
Если весело тебе- всем ты улыбнись.
Беседа.
Крылатое выражение «С гулькин нос» означает «очень мало». Например. Вместо того, чтобы сказать «У меня мало денег», говорят «У меня денег с гулькин нос».
Другое толкование выражения –крохотный, невеличка. Так говорят о чем-то небольшом по размеру. Например: «Эта комната с гулькин нос».
Воспитатель предлагает детям послушать стихи и найти,где в них используется крылатое выражение.
1. Принесла Марина ягодок поднос.
На кустах осталось ягод с гулькин нос.
2. Что же ты Наташа, кашу не доела.
Осталось каши с гулькин нос -пусть полакомиться пес.
3. На детской площадке все у нас в порядке.
Есть качели, паровоз -жаль, что места с гулькин нос.
Воспитатель: сейчас я вам прочту сказку «Гулькин нос».
Фиксирует в речи. Анализирует, думает.
Формирует познавательные действия, развивает воображение. Упражняются в отчетливом произношении слов.
Дети высказывают свои суждения, делают выводы.
Фиксируют в речи. Развивается внимание, память, наблюдательность.
Пополняется и активируется словарь. Употребляют в речи прилагательные, существительные, наречия.
Формируется умение согласовывать слова в предложения.
Пополняется и активизируется словарь.
Развивается внимание, память.
На окне заранее прикреплены силуэты голубей, рядом стоит игрушка голубь. Все закрыто занавесью.
На магнитной доске – иллюстрации с изображением голубей.
Дети подходят к столу, на котором заранее приготовлены
По две тарелки с конфетами, печеньями, фруктами.
(на одной много, на другой –мало).
Дети выполняют движения согласно тексту.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель:
С каким крылатым выражением мы познакомились? Что оно означает?
Что вам больше всего понравилось? Какая игра?
Что было самым трудным?
Во чтобы вы хотели еще поиграть?
Воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.
Формируется потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем. В конце дети оказывают посильную помощь в уборке оборудования.