Ольга Яковенко
Конспект игровой ситуации по познавательному развитию «Волшебный камушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Волшебный камушек»
Конспект игровой ситуации «Свойства камней и их особенности» по окружающему миру с элементами экспериментальной деятельности
Программные задачи:
- Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); продолжать учить детей экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;
- Развивать у детей представления о важности природы;
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;
Публикация «Конспект игровой ситуации по познавательному развитию „Волшебный камушек“» размещена в разделах
- Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки).
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас различными терминами, умение строить доказательную речь.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
Материалы:
-слайд презентация «Богатство природы, камни их свойства и применения»
- коллекция камней,
- емкость с водой;.
- Лупы увеличительные, цветные.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте ребята сегодня по дороге на работу случайно оступившись я на что то наступила, и под ногой кто то громко запищал ой-ой-ой. Осмотревшись я поняла что звук шел от куда то снизу я пригляделась и увидела несколько камней. Они лежали и плакали я их подняла и принесла их в детский сад что бы показать вам. Но к сожалению они больше не произнесли ни слова. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Давайте подумаем откуда берутся камни
Ответы детей.
Предлагаю посмотреть презентацию что бы все стало ясно.
Камни- это обломки гор. Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках Как образуются горы?
Ответы детей.
Во время движения тектонических плит на поверхность земли прорываются лавовые потоки. Своей силой прорывая землю и выбрасывая на поверхность содержащиеся в земле минералы и породы они под воздействием температур приобретают новые формы. Так же природа создает и сама необычные минералы и породы например уголь получается от сгоревших природных остатков окаменевших за тысячи лет. Давайте рассмотрим какое же разнообразие камней имеется в недрах нашей земли.
Ребята давайте посмотрим какие же все таки камни
Опыт 1. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
Пальчиковая гимнастика
Посмотрите вот какие эти камешки большие
А шершавые какие В руки камешки возьмем и в руках мы их сожмем
Тук да тук, тук да тук вот какой веселый звук.
(Действуют согласно тексту)
Опыт 2. Рассмотрим камни под лупой.
Воспитатель: В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Разместите лупу между камнем и вашими глазами. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, что вы видите на камне через лупу? Какие крапинки, дорожки, трещины, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни!
Вывод: камни имеют не ровную поверхность
Опыт3. Какая же форма у камней?
А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.
Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.
Вывод: камни имею разную форму. А еще они разного цвета и разного размера.
Опыт 4:«Тонет - не тонет»
На столе у воспитателя две баночки с водой. Выходят два ребенка.
Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (Нет.) Почему? (Потому что он легкий.) А камень? (Утонул, потому что он тяжелый.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
Опыт 5:«Измениться ли цвет камня если его намочить»
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите руку любой камешек. Намочите его и давайте по лупой рассмотрим как изменился его цвет, текстура
Вывод : От намокания камни темнеют, становятся ярче.
Опыт6: «Твердый или мягкий?»
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите руку любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.
Вывод: Камень твёрдый, его невозможно сжать.
Физ минутка
Мы с камнями подружились
Дружно взялись покружились
Постучали и подняли
И случайно пороняли?
(Действуют согласно тексту)
Опыт7: «Могут ли камни летать?»
Подскажите как вы думаете может ли камень летать? А если мы его бросим?
А если он откололся и упал со скалы?
А сможет ли камень сам взлетель? почему?
А теперь пройдем и посмотрим как человек применяет камни
Что можно построить из камней
Ответы детей
Строят крепости, дома, дворцы, здания, памятники
Изготавливают посуду, Ювелирные украшения
Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.
Давайте рассмотрим какие драгоценные камни прячутся в недрах природы
Просмотр презентации.
А давайте украсим наших девчонок украшениями из камней и раскажем какие камни мы использовали.
Ответы детей.
Предлагаю построить из оставшихся камней замок для прекрасной принцессы
Строительство замка
Дети а как вы думаете почему наши камешки больше не пищат и не ойкают?
Ответы детей
Мне кажется что наши камни нашли свое предназначение раньше они лежали на дороге под снегом и не приносили никакой пользы а сейчас им хорошо рядом с нами ведь они принесли нам много знаний о нашей природе, ее разнообразии.