гулумджанова юлия
Конспект игрового занятия «Этюды с перчаточными куклами на ширме» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игрового занятия «Этюды с перчаточными куклами на ширме»
в разновозрастной группе.
ЦЕЛЬ: Обучить воспитанников навыкам и умениям актёрского мастерства в работе с перчаточными куклами на ширме. Формировать устойчивый интерес к искусству театра кукол. Развивать личность ребёнка, способного к творческому самовыражению.
Публикация «Конспект игрового занятия „Этюды с перчаточными куклами на ширме“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для развития творческого потенциала ребенка.
2. Познакомить с историей появления кукольного искусства в России.
3. Обучать умению детей выполнять этюды с перчаточной куклой на ширме.
4. Воспитывать желание обучаться актёрскому мастерству.
5. Развивать основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение, коммуникабельность.
Форма занятия – учебная игра
Тип занятия – комбинированный
Методы:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (объяснительно - иллюстративный)
- практические (упражнения);
Средства развития творческих способностей: перчаточные куклы, ширма, аудиозаписи, этюды : «Заинька», «Лиса», «Волк», «Медведь», «Белка», «Весёлая зарядка», «Как звери готовились к зиме», упражнение на развитие воображения «Прогулка в лес», декорация и бутафория к этюдам и к сюжету из спектакля «Заяц, лиса и петух».
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Педагог: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть в нашем замечательном кукольном театре. Предлагаю вам поприветствовать друг друга. Игра «Приветствие». Для приветствия дети встают. Педагог кладёт руку на плечо рядом стоящего ребё нка и говорит: «Здравствуй, Саша!», дети также приветствуют друга.
2. Сообщение темы и цели
Педагог: Сегодня на занятии мы будем продолжать обучаться актёрскому мастерству в работе с перчаточными куклами на ширме, а также познакомимся с историей появления первых кукольников в России.
3. Краткая беседа «История появления кукольных театров в России»
Педагог: Чтобы стать профессиональным артистом-кукольником нужно многое знать и уметь. Актёрскому мастерству вы обучаетесь на занятиях театра кукол. Вспомним, что означает слово «театр»? (Ответы детей)
Педагог: Верно, слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище. Какие театры вы знаете? (Ответы детей)
(Педагог обобщает ответы детей)
Педагог: Есть театры кукол, драматические, театр оперы и балета, театр сатиры и юмора, театр оперетты и другие. Программа выступления у всех разная, но объединяет их одно. Подскажите, что это? (Ответы детей)
Педагог: Единое одно - в театрах работают актёры. Какова же роль актёров в театре? (Ответы детей)
Педагог: От исполнения роли актёром будет зависеть, понравится и запомнится ли зрителю спектакль? Поймёт ли зритель замысел режиссёра, поставившего спектакль? А как вы думаете, когда в России появились первые артисты-кукольники? (Ответы детей)
Педагог: Об этом нам расскажет наш главный герой этой истории. Встречайте его (звучит задорная музыка и на ширме появляется кукла Петрушка, его роль исполняет воспитанник театра кукол).
Петрушка: Здравствуйте, друзья! Первые кукольники появились в России более 300 лет назад. Они бродили по бескрайним просторам нашей Родины, показывая представления обо мне, Петрушке. В моём образе воплотился образ трудового народа, его жизнь и вера в то, что он всегда и везде преодолеет любые невзгоды на своем пути. Детям и взрослым нравились эти представления. Так продолжалось до 1918года, а в 1918 году в Москве открылся первый кукольный театр, организатором его были художники Ефимовы (педагог показывает детям иллюстрации книги «Записки Петрушечника», авторы Ефимовы). Сейчас в России более 100 профессиональных кукольных театров. Самые старейшие государственные кукольные театры – это Большой театр кукол в Санкт-Петербурге и Центральный театр кукол в Москве, руководителем которого был известный в России и за рубежом, народный артист Сергей Владимирович Образцов.
Педагог: Спасибо, Петрушка, за такой интересный рассказ (Петрушка прощается с ребятами и скрывается за кулисами кукольного театра).
4 «Речевая разминка»
Педагог: Ребята, сегодня у нас ещё один гость. Он герой многих знакомых сказок. Отгадайте, кто это?
Что за зверь лесной стал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы?
Кто отгадку знает, тот её и называет. Кто это? (Ответы детей)
Педагог: Верно, это заинька. Встречайте гостя (Под музыку на ширме появляется Заяц, роль которого исполняет воспитанник театра кукол)
Заяц: Ох, как много здесь ребят! На меня они глядят. Здравствуйте, дорогие: и маленькие, и большие!
Стать актёром я хочу, сказки очень я люблю. Только вот с чего начать? Не могли бы подсказать?
Педагог: Ну что, ребята, поможем Заиньке? Расскажем и покажем ему, что должен знать и уметь актёр-кукольник? (Ответы детей).
Педагог: И начнём мы с «речевой разминки». А для чего нам, актёрам, необходима такая разминка? (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей: Слово – является средством актёрской профессии. Работая с куклой на ширме, актёр словом и действием создаёт образы персонажей. Тренировать свой речевой аппарат ему помогают упражнения на развитие техники речи, поэтому на каждом занятии мы знакомимся и осваиваем эти упражнения:
(Дети выполняют упражнения вместе с педагогом) :
А) «Цветочный магазин» и. п. - стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный и плавный.
Б)»Свеча» - задуть 3-5 ….10 свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.
В) «Проколотый мяч». Нажимайте на воображаемый мяч ладонями легко, без усилий Выдох должен быть плавным, энергичным. Имитируйте звук «сссссс».
Г) Сжать губы трубочкой и раздвинуть в улыбку.
Д) «Трубочкой попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку.
Е) .Круговые движения «трубочкой» в одну сторону, потом в другую
Ё). Почесать зубами верхнюю губу, потом резко опустить её вниз.
Ж) Произнести скороговорку «Мама мыла мылом Милу» : произнести скороговорку медленно, потом 3раза быстро; произнести тихо, закончить громко; произнести низким голосом, затем высоким.
5 «Весёлая зарядка»
Педагог: Превращается рука и в котёнка, и в щенка, чтоб рука артисткой стала, нужно нам уметь немало (под музыку дети надевают кукол – петрушек на руку).
Заяц: Буду с вами я учиться. Это всё мне пригодится.
Педагог: Чтобы кукол оживить, нужно их уметь водить.
Педагог предлагает детям вспомнить знакомые приёмы кукловождения. Воспитанники называют и объясняют, почему их необходимо выполнять. Актёр работает с куклой на ширме, не облокачиваясь на неё; куклу выводим постепенно, вначале появляется голова, затем плечи и только потом вся кукла видна зрителю. Актёр должен постоянно ощущать, что кукла идёт по полу, не проваливаясь и не возвышаясь над ширмой выше обычного. Нужно передавать походку куклы, не допускать излишних движений головой, туловищем и руками, движения должны быть оправданные и выразительные.
(Под музыку дети выводят кукол на ширму, соблюдая правила вождения и выполняют разминку для кукол «Весёлая зарядка»)
Упражнение-разминка для кукол «Весёлая зарядка» :
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки вверх, лапки в бок,
И на месте: скок да скок(2раза)
теперь бежим вприпрыжку….
Молодцы, мои детишки!
(В соответствии с содержанием текста выполняются движения с куклами на ширме).
Педагог: Молодцы! Все старались одновременно, чётко и ритмично выполнять движения куклой на ширме во время «весёлой зарядки».
6. Этюды с куклами на ширме (повторение пройденного материала).
Педагог: Скажите, о чём должен помнить актёр, выполняя этюды с театральной куклой? (Ответы детей.).
Педагог обобщает ответы детей: Актёр всегда создаёт образ персонажа, с которым он работает. А что же для этого использует актёр-кукольник в своей работе? (Ответы детей)
Педагог: Верно. Для создания эмоционально-выразительного образа актёр использует пластику тела, движения, речь, голос, мимику, жест. Ему помогает в этом память, воображение, наблюдательность, внимание, фантазия. Нужно постоянно повседневно актёру совершенствовать навыки и умения в работе с театральными куклами на ширме.
Педагог предлагает детям вспомнить знакомые этюды с перчаточными куклами на ширме. Дети по желанию на выбор самостоятельно выполняют тот или иной этюд, проявляя свои знания текста и умения.
«Заинька» Этюд учит детей переключать внимание с одного движения на другое и выражать основные эмоции героя:
Заяц. Плачет бедный заинька, серенький да маленький! Слёзки наземь льются – в дом мне не вернуться (Под музыку Зайка медленно идёт по ширме, голова опущена, садится на ширму, лапкой утирает слёзы)
Всё пропало – стол и печь, негде сесть и негде лечь. (Зайка утвердительно машет лапкой) Как не плакать, не тужить, если негде зайке жить (лапкой утирает слёзы).
«Лиса». Этюд на выражение основных эмоций и выразительность движений. (Под музыку издали на ширму выходит Лиса)
Лиса. Между сосен и берёз промелькнёт мой рыжий хвост (Лиса медленно, плавно проходит по ширме, красуясь перед зрителем)
Я, Лисичка, я – Лиса, всему свету я краса!
(Показывает свой красивый наряд, поворачиваясь то влево, то вправо)
Звонко песню запою, всех зверей перехитрю,
Я, Лисичка, я – Лиса, всему лесу я краса!
(Ласково, заигрывая, обращается к детям)
Добрый день, детишки, нет ли здесь зайчишки?
(Дети отвечают, что зайку не видели)
На полянку побегу, зайку серого найду!
(Лиса машет детям лапкой, прощаясь и быстро убегает)
«Волк». Этюд на выразительность движений. (Под музыку из-за ели выходит волк, он медленно движется вдоль ширмы)
Волк. День и ночь я всё брожу (Волк идёт по ширме, оглядываясь по сторонам)
Но еды не нахожу. Я хожу, брожу молчком, уши серые торчком (останавливается около большого куста, раздвигает лапами ветви, заглядывает)
Я давно не ел мясца, кабы встретилась овца. Мне б телёночка унесть иль козлятинки поесть! Всю поляну обошёл, никого я не нашёл!
(Под музыку Волк медленно идёт в противоположную сторону ширмы, иногда останавливается, прислушивается и снова оглядывается по сторонам, затем скрывается за деревьями на ширме).
«Медведь». Этюд объединяет навыки кукловождения, даёт возможность применять несколько движений. (Под музыку на ширму выходит Медведь, он ложится на ширму, дети должны представить себе, что Медведь спит в своей берлоге) :
Медведь. Без забот и без тревоги
Зиму спал в своей берлоге.
Вот проснулся, повернулся
(Медведь поворачивается сбоку на бок)
Слышу каплет- вот беда!
(Медведь поднимает голову)
В темноте пошарил лапой
(Медведь шарит лапой по ширме в пределах берлоги)
Ой, ой, ой – кругом вода!
(Медведь вскакивает)
Поспешу – ка я наружу
(Поспешно Медведь выходит из берлоги)
Мне сегодня – не до сна!
(Медведь вертит головой, показывая своё недовольство)
Неужели вижу лужи?
(Медведь смотрит на лужи)
Тает снег…. Пришла весна!
(Медведь смотрит на солнышко, деревья)
«Белка». Этюд развивает умение работать с бутафорией на ширме. (Под музыку Белка выполняет прыжки с одного дерева на другое)
Белка. Белка с кисточками ушко-
Вижу гриб я на опушке -
(Белка смотрит вниз, видит гриб под деревом)
Прыг за ним с густых ветвей
(Белка выполняет прыжок с дерева)
Отнесу домой скорей.
(Белка берёт грибок в лапки, движется вдоль ширмы, прыжок и Белка на ели).
Отнесу, возьму лукошко
(Белка под музыку выполняет прыжки с дерева на дерево, скрывается в своём дупле и появляется в лапках с корзинкой, спрыгивает с ели на ширму)
Соберу ещё немножко.
(Под музыку Белка собирает грибы в корзинку)
Насушу, замариную.
Зиму встречу я любую.
Не страшны мне холода,
У меня всегда еда.
(Под музыку Белка скрывается за деревьями)
Анализ выполненных знакомых этюдов : чей этюд детям понравился и почему, были ли ошибки у детей при вождении кукол и какие, воспитанники предлагают и показывают способы их устранения.
Заинька: Да, с куклами работать не так уж и просто, но вы, ребята, молодцы! Столько этюдов знаете и умело их выполняете! А что же дальше будет?
7. Физкульминутка «Прогулка в лес»
Педагог предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Они представляют себе, что идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи. Пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеёк, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.
8. Игра – стихотворение «Как звери готовились к зиме». Этюд на выразительность движений, жестов, основных эмоций, умение работать с декорацией и бутафорией. По содержанию этюд несложный.
Педагог: А сейчас мы будем играть в игру-стихотворение «Как звери готовились к зиме». Это большой этюд, так как в нём участвует несколько персонажей. Воспитанники знакомятся с содержанием текста, распределяются роли по желанию детей, обсуждаются характеры действующих лиц. Педагог предлагает вспомнить ещё основной приём кукловождения, когда на ширме общаются несколько кукол. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Дети работают с куклами за столом на основе текста, а затем работают с куклами на ширме, проявляя свои знания и умения в работе с перчаточными куклами на ширме.
На ширме лесная поляна. Деревья в жёлтом наряде. Каждый герой занят своим делом : Зайки чистят валенки, Лисицы вяжут рукавички, Белка сушит грибы на дереве.
Ведущий: По завалам, по оврагам
Шёл Медведь хозяйским шагом
(Под музыку на ширму выходит Медведь. Он идёт важно, не спеша, минуя ели и деревья, выходит на поляну)
Медведь: Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?
(Под музыку к Медведю идут две Лисички, у них в лапках рукавички)
Лисицы: (хитро) Да,
Ведущий: Ответили Лисицы,
Лисицы: Мы связали рукавицы (Показывают Медведю рукавички, он смотрит на рукавицы, гладит лисят по голове, он доволен их работой).
Рукавицы новые, новые пуховые!
(Медведь подходит к Зайцам)
Зайки: (радостно) А у нас есть валенки! (Показывают Медведю валенки, Медведь довольно кивает головой)
Ведущий: Отвечали Заиньки.
Зайки: Что нам вьюга да метель!
Хочешь, Мишенька, примерь! (Протягивают валенки Медведю, он слегка обнимает добрых зайчат.)
Белка (выглядывает из дупла и гордостью говорит) : Я орешков припасла.
Высоко моё дупло, в нём и сухо и тепло (Медведь, задрав голову, смотрит в сторону белки)
(рядом с Медведем «шевелится земля», неожиданно появляется Крот)
Крот (важно) : Ну а я
Ведущая: Ответил Крот
Крот: Под землёй устроил грот,
Там с красавицей – женой
Будем чай мы пить зимой!
(Крот быстро исчезает под землёй)
(Под музыку появляется ёжик, маленькими шажками он семенит в сторону Медведя)
Ёжик (скромно) : Про меня забыли вы,
Здесь, в кустах моя избушка (показывает в сторону жёлтого большого куста)
А в избе грибов кадушка.
(Ёжик направляется к своему домику)
Ведущий: Обошёл Медведь весь лес
(Под музыку Медведь уходит вдаль и скрывается за деревьями)
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.
Дети могут инсценировать данный этюд несколько раз, меняясь ролями, стараясь создать выразительные образы героев, подбирая интонации, голос, движения, жесты. Содержание его несложное, потому что главное – это умение детей работать с куклами на ширме и желание делать это самостоятельно, проявляя свою фантазию, воображение,
внимание. После исполнения этюда педагог и дети отмечают, что хорошо получается и над чем ещё нужно работать.
Заинька: Вот, спасибо, ребятишки, помогли вы мне, зайчишке.
Понял я, чтоб стать актёром, нужно многому учиться и без устали трудиться.
9. Показ сюжета сказки «Заяц, лиса и петух» воспитанниками 6-гогода обучения.
Педагог: Потрудились вы, что надо, сказка вам за то - награда.
Делу время – потехе час, посмотрите сюжет сказочки сейчас.
Приглашай, Заинька, ребят в свою сказку. А как она называется вы, ребята, догадаетесь сами.
Обратите внимание, как актёры-кукольники создают образы персонажей сказки, используя свой голос, разнообразие интонаций, жесты, движения, соблюдают ли они правила вождения кукол на ширме
После просмотра сюжета сказки «Заяц, лиса и петух» дети высказывают своё мнение и отношение к игре актёров.
Итог занятия :
Педагог подводит итог занятия с детьми : Чему научились? Что повторили? Что узнали нового?
Предлагает детям оценить свою работу на занятии :
«Одуванчик жёлтый» - если занятие было интересным, и новое узнали, и пройденный материал повторили. Украсим одуванчиком зеленую полянку.
«Одуванчик белый» - если вам было неинтересно на занятии, ничего нового вы не узнали и ничему не научились.
Педагог: У нас всякий молодец – на свой образец.
Вот и занятию конец, а кто принимал участие – молодец.