Ольга Корюкаева
Конспект группового совместного занятия с детьми младшего возраста и родителями со сменой видов активности «Курочка Ряба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
группового совместного занятия с детьми младшего возраста и родителями со сменой видов активности «Курочка Ряба»
Корюкаева Ольга Николаевна
учитель – логопед МДОУ
«Детский сад комбинированного
вида № 7 «Огонёк»
г. Котлас, 2018г.
1. Аннотация.
Эта методическая разработка посвящена работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Публикация «Конспект группового совместного занятия с детьми младшего возраста и родителями со сменой видов активности „Курочка Ряба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Групповая форма работы создает благоприятные условия для взаимодействия, развития детей, активизирует и обучает родителей методам и способам работы с ребенком. Включает родителей в образовательный процесс.
Данное групповое занятие может быть использовано в работе учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов – психологов, работающих на коррекционных группах, а также полезно в работе специалистов консультативных пунктов ДОУ. Оно также может быть интересно воспитателям групп раннего возраста для осуществления совместной деятельности с детьми и родителями.
2. Введение
С рождения ребенок испытывает потребность в общении. Младенцу достаточно круга своей семьи, но чем ребенок старше, тем эта потребность увеличивается. И это не удивительно ведь именно играя со сверстниками и подражая им, ребенок осваивает новые умения и приобретает знания. Во время совместных игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы. У детей увеличивается активный и пассивный словарь, совершенствуются коммуникативные навыки.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в овладении всеми перечисленными навыками. Особенно сложно таким детям вступить во взаимодействие с другими детьми и взрослыми. И именно этим детям необходима помощь специалистов и родителей при поступлении в детский коллектив. А проведение совместных групповых занятий с родителями и детьми дает возможность первым по – новому взглянуть на своего ребенка, увидеть его сильные и слабые стороны, а малышу дает возможность почувствовать поддержку и помощь семьи. Также родители, посещая занятия, могут осуществить поддержку своего ребенка, совершить какие – то действия вместе с ребенком рука в руке. Затем отработать полученные на занятии навыки в домашней обстановке. Педагог же в это время, наблюдая за взаимодействием пары родитель – ребенок видит стиль общения взрослого с малышом, проблемы которые возможно преодолеть путем непрерывной работы.
Предваряет групповую работу диагностическое обследование специалистами, индивидуальные занятия.
Групповые занятия планируются спустя некоторое время, когда ребенок идет на контакт с педагогом и педагог знает все особенности этого малыша. Возраст детей – участников группы может быть разным. В групповую работу включаются дети находящиеся ориентировочно на одной ступени развития.
Групповая форма работы предполагает смену видов деятельности. Так как дети с ОВЗ могут продуктивно сосредоточить свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 минут, то смена предметов, которые они рассматривают или с которыми действуют, или смена самих действий должны происходить каждые 3 - 5 минут. А занятие должно включать в себя до 5 видов деятельности.
Необходимым условием проведения занятий является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагог должен «заражать» детей своими эмоциями. Именно эмоции помогают удерживать внимание ребенка и пережить единение со всеми участниками группы. А сенсорные переживания наиболее доступны детям.
Также одним из способов сделать занятие более ярким является – сюжет. Педагог подбирает игры связанные друг с другом по смыслу, а дети становятся участниками разворачивающегося сюжета. Все это поддерживает в детях удовольствие от игр и общения, стимулирует их к активному участию в общих играх. Таким образом, у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению.
Особое место в работе группы занимает заключительная рефлексия. Во время нее родители и педагоги делятся своими наблюдениями за детьми, говорят о достижениях ребенка на занятии, обговаривают, чем можно продолжить заниматься дома.
3. Основная часть
Конспект группового совместного с родителями занятия «Курочка Ряба».
Форма проведения: групповое занятие со сменой видов активности по схеме : дети – родители – специалисты.
Состав группы 4 ребенка с мамами. Дети имеют интеллектуальные и двигательные нарушения. Уровень развития детей ориентировочно 2 года.
Цель работы группы :
Создание благоприятных условий для взаимодействия детей и родителей, развития детей, обучение родителей способам и приемам работы с ребенком.
Задачи работы с детьми, которые будут решаться в группе :
Коррекционно-образовательные:
1. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба».
2. Развитие речи (понимание речи и активизация словаря).
3. Знакомство с желтым цветом.
Коррекционно – развивающие:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.
3. Развитие пространственной ориентировки на «себе» и в помещении.
4. Развитие эмоциональной сферы детей.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование у детей способов взаимодействия с другими детьми.
2. Формирование у детей умения ждать своей очереди, выполнять действия по инструкции.
Продолжительность работы группы - 30 - 35 минут.
Оборудование:
1. Скатерть однотонного цвета.
2. Колокольчик.
3. Домик с окошечками – фотографиями детей.
Демонстрационный материал:
1. Кукла.
2. Для инсценировки куклы кукольного театра: дед, баба, курочка Ряба, мышка, настоящее яйцо.
Раздаточный материал:
1. Массажные мячики по количеству детей и 2 взрослых.
2. Пальчиковые краски (желтого цвета по количеству детей в группе, листы для рисования.
3. Корзинка с мячиками (желтыми).
Ход проведения мероприятия:
Приход детей.
Игра: «Дай ладошечку, моя крошечка». Педагоги приветствует приходящих детей и мам. Дети открывают свои фотографии на окошечках домика.
Педагог приглашает детей в круг. На полу расстелена скатерть однотонного цвета. Детки с мамами присаживаются на пол, вокруг скатерти.
Приветствие.
Игра: «А где же наша Лиза?»
А где же наша Лиза?
Там, там, там
А где же наша Лиза?
Здесь, здесь, здесь.
Мама помогает ребенку показать на другого ребенка на словах «там» и на себя, на словах «здесь».
Поочередно приветствуем каждого ребенка в «кругу».
Сенсорные игры.
У ведущего в руках корзинка. Он говорит детям, что в корзинке что – то есть и достает оттуда колокольчик.
Песни в кругу.
«Веселый колокольчик». Поочередно передаем колокольчик каждому из детей, при этом напевая:
«У Кати колокольчик, веселый колокольчик, дили – дон, дили – дон.
Веселый колокольчик, веселый колокольчик, дили – дон, дили – дон».
Задача педагога сделать так, чтобы детки передавали самостоятельно колокольчик другому ребенку.
В другом конце комнаты педагог за столом, на котором все подготовлено к инсценировке сказки «Курочка Ряба». Держит в руках курочку и кудахчет : «Ко – ко – ко»…
Учитель - дефектолог: «Кто же к нам в гости пришел, ребятки, давайте посмотрим» и дети с мамами направляются к столу. Детям и родителям предлагается присесть на стульчики.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Проводится инсценировка сказки с помощью кукольного театра. Яйцо берется настоящее и разбивается на глазах у детей.
Затем детям задаются вопросы: «Где дед?», «Где баба?», «Где курочка Ряба?», «Где мышка?» дети самостоятельно, с помощью родителей показывают персонажей сказки, по возможности называют их.
Покажи, как пищит мышка? Как кудахчет курочка? Как разбилось яйцо? Задача вызвать звукоподражания пи – пи, ко – ко, бах, и др.
«Пи - пи – пи». А кто же там пищит? Мышка.
Педагог достает из корзинки мышку. Мышка предлагает детям нарисовать дорожку, для курочки Рябы.
Рисование.
Рисование горизонтальных линий, пальчиковыми красками. Детям предлагается краска желтого цвета.
Педагог называет – желтая краска. Затем педагог показывает, как нужно рисовать дорожку для курочки.
Дети с помощью мам указательным пальчиком рисуют горизонтальные линии, дорожку для курочки. Могут быть использованы разные приемы рука в руке, по подражанию. Мамы помогают деткам.
Курочка пойдет, погуляет по дорожкам, которые вы нарисовали. Специалист проводит курочку по рисункам детей, курочка кудахчет и хвалит деток.
«Курочке понравились ваши дорожки, и она приглашает вас прогуляться вместе с ней».
Подвижные игры.
«Собираем яички для курочки».
Учитель – дефектолог высыпает желтые мячики из корзинки и предлагает собрать яички для курочки. Дети сообща собирают мячики и складывают их в корзинку. Курочка благодарит детей и приглашает всех к столу.
Чаепитие, заключительная рефлексия.
Мамы с детьми, педагоги моют руки, раздают посуду, готовят все к чаепитию. Во время чаепития дети учатся делать выбор вступать в общение.
За чаем, педагоги беседуют с мамами о том, что получилось у ребенка, чему научились, что понравилось. Чаепитие проходит за большим столом.
Прощание.
Прощальная песенка: «До свиданья, друзья» Дети и взрослые снова собираются в круг, берутся за руки и поют прощальную песенку.
Дети, уходя, закрывают свои окошечки в домике.
4. Технологическая карта мероприятия.
Этапы мероприятия Краткое содержание этапа Необходимые материалы Примерное время проведения этапа
Приход детей
Игра: «Дай ладошечку, моя крошечка» Педагог приветствует приходящих детей Дети открывают свои фотографии на окошечках домика.
Ведущий приглашает детей в круг. На полу расстелена скатерть однотонного цвета. Детки с мамами присаживаются на пол, вокруг скатерти.
Домик с окошечками – фотографиями детей. 1 - 2 минуты
Приветствие
«А где же наша Лиза?»
А где же наша Лиза?
Там, там, там
А где же наша Лиза?
Здесь, здесь, здесь.
Мама помогает ребенку показать на себя, на словах «здесь».
Поочередно приветствуем каждого ребенка в «кругу» Скатерть на полу. 2 минуты
Песни в кругу
«Веселый колокольчик»
Поочередно передаем колокольчик каждому из детей, при этом напевая:
«У Кати колокольчик, веселый колокольчик Дили – дон, дили – дон.
Веселый колокольчик, веселый колокольчик, дили – дон, дили – дон».
Задача ведущего сделать так, чтобы детки передавали сами колокольчик другому ребенку. Корзинка с колокольчиком. 3 минуты
Сказка Инсценировка сказки «Курочка Ряба» Проводится инсценировка сказки с помощью кукольного театра. Яйцо берется настоящее и разбивается на глазах у детей.
Затем детям задаются вопросы: «Где дед, баба, курочка Ряба, мышка?»
Покажи, как дед бил яйцо, как баба била? Как пищит мышка? Как кудахчет курочка? Как разбилось яйцо? Задача вызвать звукоподражания пи – пи, ко – ко, бах, и др. Куклы кукольного театра дед, баба, мышка, курочка Ряба, яйцо настоящее и игрушечное «золотое» 5 минут
Рисование
горизонтальных линий, пальчиковыми красками. Педагог называет – желтая краска. Затем педагог показывает, как нужно рисовать дорожку для курочки.
Дети пальчиком рисуют горизонтальные линии, дорожку для курочки. Могут быть использованы разные приемы рука в руке, показ. Мамы помогают деткам.
Курочка пойдет, погуляет по дорожкам, которые вы нарисовали. Педагог проводит курочку по рисункам детей, курочка кудахчет и хвалит деток. Курочка Ряба, пальчиковые краски (желтая, листы бумаги по количеству детей. 3 минуты
Подвижные игры
«Собираем яички для курочки» Ведущий высыпает желтые мячики из корзинки и предлагает собрать яички для курочки. Дети сообща собирают мячики и складывают их в корзинку. Курочка благодарит детей. 3 минуты
Чаепитие Чаепитие проходит за большим столом. Мамы раздают посуду, готовят все к чаепитию. Во время чаепития дети учатся делать выбор вступать в общение и т. д. Посуда, чайник, угощение. 15 минут
Прощание
Прощальная песенка: «До свиданья, друзья» Дети и взрослые снова собираются в круг, берутся за руки и поют прощальную песенку.
Дети, уходя, закрывают свои окошечки в домике. 1 -2 минуты